Термины театра

08.10.2023

1675077956_5-3.png

§  АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

§  АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

§  АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

§  АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

§  АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

§  АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

§  АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

§  АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

§  АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

§  АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

§  АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного

§  театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр.

§  АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

§  АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

§  АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

§  БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

§  БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

§  БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

§  БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

§  БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

§  БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

§  БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

§  БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

§  БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

§  БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

§  БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

§  ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

§  ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

§  ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.

§  ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

§  ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

§  ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

§  ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

§  ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.

§  ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

§  ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

§  ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.

§  ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

§  ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

§  ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

§  ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

§  ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

§  ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

§  ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

§  ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

§  ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

§  ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

§  КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

§  КАРТИНА — часть акта в драме.

§  КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

§  КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

§  КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

§  КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

§  КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

§  КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.Хочу такой сайт

§  КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

§  ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

§  ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

§  ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

§  МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

§  МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

§  МИМ — актер пантомимы.

§  МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

§  МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому

§  себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

§  НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

§  НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

§  ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

§  ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

§  ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

§  ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

§  ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

§  ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

§  ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

§  ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

§  ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

§  ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

§  ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

§  ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

§  РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

§  РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

§  РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

§  РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные

§  суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

§  РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального

§  представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

§  РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

§  СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

§  СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

§  СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

§  СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

§  СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

§  СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

§  СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

§  ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

§  ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

§  ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

§  ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

§  ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

§  ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

§  ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

§  ТРУППА — актерский состав театра.

§  ТРЮМ — помещение под сценой.

§  ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

§  ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

§  ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

§  ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

§  ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

§  ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

§  ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».