17.09.2020
Проблемное
обучение — это метод, в ходе
которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации,
которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
В основу
проблемного обучения легли идеи американского психолога Джона Дьюи, в конце 19
века. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в
нашей стране активное участие принимали такие педагоги, как Т.В. Кудрявцев,
И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин.
Одним из современных
ученых, занимающихся данной проблемой является Николай Евгеньевич Веракса —
научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».
Основные термины
Проблемный вопрос.
Это вопросы «почему?», «зачем»?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает
необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний.
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на
две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма
проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает
состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее
усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации
можно выделить её основные компоненты:
·
неизвестное, т.е.
усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
·
познавательная
деятельность;
·
творческие
возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Данный метод помогает сформировать у детей
умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая
стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы
происходит поэтапно.
1.
Появление проблемной
ситуации;
2.
Выявление и четкое
определение сущности проблемы;
3.
Определение путей
выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их
обоснование;
4.
Доказательство
верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5.
Проверка, насколько
верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный
ребенку вопрос должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него
затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно
найти на него ответ.
Проблемное обучение применяется в:
·
Моделирование и
решение задач;
·
Экспериментирование;
·
Проектирование;
·
Решение кроссвордов,
шарад, головоломок
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
Нацеливайтесь на развитие творческих способностей
ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
Не раскрывайте истину, а научите ее находить
с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
Постоянно открывайте перед детьми «тайну
двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» — это
наличие противоречия в объекте, когда
что то в нем хорошо, а что то — плохо (например, солнце – это хорошо, потому что
светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет).
Учите детей
разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например,
чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества:
вода — лед).
Играйте каждый день.
Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть... листок, палочка и т. п.»,
«Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
Беседуйте с детьми
на исторические темы (например, «История изобретения колеса... карандаша...»).
3D -моделирование является успешным способом создания
продукта через проблемную ситуацию, с помощью него дети реализуют свои решения,
и активизируют познавательную деятельность, мышление, развивают фантазию и
умственные способности.