20.09.2020
ТРИЗ - это теория решения изобретательных задач, попытка
создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и
педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. ТРИЗ
помогает решать следующие задачи при работе с детьми дошкольного возраста:
1) осуществлять системный подход в
ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;
2) воспитывать интерес к собственным
открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
3) учить знать и любить себя;
4)развивать творчество, воображение в
разнообразной продуктивной деятельности;
5)придавать занятиям, играм комплексный
характер. Основные пути решения этих задач:
- интенсифицировать подачу информации в
различных игровых ситуациях перейти на качественно новый, другой уровень и
знакомить детей с системой;
- выстраивать всю информацию структурно и
знакомить детей с системой, в которой легче просматриваются закономерности
развивающих понятий и явлений;
- переход одной информации в другую;
взаимосвязь между ними.
Отработав первые навыки, ребенок сможет сам
выстраивать структуру из любых доступных ему понятий и заполнить ее
содержанием, используя известную ему информацию.
Цель ТРИЗ педагогики: формирование у детей творческого
мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовка к стабильному решению
нестандартных задач в различных областях деятельности.
Обращение к технологии ТРИЗ вызвано тем, что
ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным,
сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, не как непреодолимых препятствий,
а как очередных задач.
Метод ТРИЗ дает высокие результаты развития творческого
мышления дошкольников, ТРИЗ способствует освобождению мыслительной деятельности
от психологической инерции. Эта технология оказывает реальную помощь педагогам
и родителям в воспитании в малышах - цельной творческой личности.
Метод моделирования в системе ТРИЗ приводит
к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования.
Моделирование условий задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание
или повествование (история, стихотворение, рассказ, сказка), как сочиненного
самим ребенком, так и прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа
со схемами, на полоске, на морфологической таблице, на системном операторе.
Например, цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки
и т.д.
Моделирование заключается в том, что
создаются упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и
называют моделями А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: «Осознание
того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не
самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного
подхода».
Модель всегда описывает моделируемый объект
не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко
ограниченных областей и условий применения, модель описывает объект достаточно
полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и
наоборот.
Модель может быть графической (чертеж, картина,
план, схема —удобна для моделирования пространственных, временных, количественных,
функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы,
теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус — модель Земли,
игрушки — модель предметов...) или образной. Один и тот же объект, в
зависимости от целей исследования, может иметь разные модели.
Метод моделирования:
- развивает у детей умения с помощью
графической аналогии составлять
- описательные рассказы о предметах,
временах года и т.д.;
- знакомит их с
характерными особенностями предметов с помощью
условных обозначений;
- развивает у детей психические процессы:
память, внимание, мышление;
- развивает умственную активность,
сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять
существенные признаки.
Педагог, применяя данный метод в работе с
детьми любого возраста, помогает им усваивать знания, закрепляя и
систематизируя их, развивает детское мышление, подготавливая почву для его
совершенствования, готовит ребенка к школе.