Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребѐнка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» Принято на заседании Педагогического совета протокол № 1 от 17 июля 2024 г Утверждено Приказом И.о. заведующего МАДОУ № 44 «Серебряное копытце» № от 17 июля 2024 ______________М.М. Трофимова . Принято с учетом мнения Управляющего совета протокол № 1 от 15 июля 2024 г УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2024 - 2025 учебный год Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (Закон «Об образовании в РФ»). Учитывая специфику дошкольного образования, – отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, учебный план представляет собой сетки непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПин. Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет – не более 15 минут , для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 60 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. ПРИМЕРНАЯ СЕТКА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №п\п Вид деятельности Ясельная группа 1 Двигательная деятельность . 1 младшая группа Количество занятий в неделю 2 младшая Средняя группа группа Старшая группа Подготовител ьная группа 2 занятия 2 занятия 3 занятия 3 занятия 3 занятия 3 занятия 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие - - - - 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 2 занятия 2 занятия 2 Коммуникативная . деятельность 2 Развитие речи . 1 . 2 Подготовка к обучению . грамоте 2 . 3 Познавательноисследовательская деятельность 3 Исследование объектов живой . и неживой природы, 1 экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение 2 занятия 2 занятия безопасного поведения 3 Математическое и сенсорное развитие 1 занятие 1занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 2 занятия 4 Изобразительная . деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование 2 занятия 2 занятия 2 занятия 3 занятия 3 занятия 3 занятия 5 Музыкальная деятельность . 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 2 занятия 6 Чтение художественной . литературы 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 10 занятий 10 занятий 11 занятий 13 занятий 14 занятий Всего в неделю 15 занятий ПРИМЕРНАЯ СЕТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Ясельная группа 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Ситуация общения воспитателя с детьми и накопление положительного социально-эмоционального опыта ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Игровая деятельность, включая сюжетноролевую с правилами и другие игры Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая игра, режиссерская, игра драматизация, строительноконструктивные игры) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 3 раза в неделю 3 раза в неделю Общение Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая игра, режиссерская, игра драматизация, строительноконструктивные игры Детская студия (театрализованные игры) Досуг здоровья и подвижных игр Подвижные игры Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг «Школа мышления» Опыты, эксперименты, наблюдения ( в том числе, экологической направленности) Наблюдения за природой (на прогулке) Формы творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие детей Музыкально-театральная гостиная ежедневно 3 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в две недели 1 раз в две недели 1 раз в две недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно Самообслуживание ежедневно ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) ежедневно Трудовые поручения (общий и совместный труд) - Чтение литературных произведений 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Самообслуживание и бытовой труд На самостоятельную деятельность детей ( игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится 3часа (младший и средний возраст), 4 часа (старший, подготовительный возраст) Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детский сад № 44 «Серебряное копытце» на 2024 – 2025 учебный год Нормативные основания составления учебного плана Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детский сад № 44 «Серебряное копытце» на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС); - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Введение учебного плана предполагает: - удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей; - повышение качества дошкольного образования; - развитие личности ребѐнка, возможностей для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей в различных видах общения и деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Программно-целевые основания: Учебный план разработан с учѐтом: - примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему Образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); - основной образовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидце, О.В. Солнцевой; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. В части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы программы направленные на развитие детей в разных образовательных областях, такие как: - Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2009. Составитель: Толстикова О.В. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13). Учебный план МАДОУ № 44 соответствует Уставу, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МАДОУ № 44 на 2022-2023 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части Образовательной программы дошкольного образования во всех возрастных группах общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение Образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40 %. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с учебным планом определена организация непосредственно - образовательной деятельности с детьми, таким образом, что нагрузка на каждого ребенка соответствует среднедопустимой недельной нагрузке. В структуре учебного плана для группы детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) выделена обязательная часть, которая реализуется через различные виды деятельности (общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность – как сквозные механизмы развития ребенка). Непосредственно - образовательная деятельность проводится два раза в день: утром и вечером. В соответствии с требованиями СанПиН (п.11.9 продолжительность образовательной деятельности в данном возрасте составляет 8 - 10 мин). Допускается осуществлять непосредственно - образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. В соответствии с требованиями СанПиН (п.11.10) продолжительность непосредственно - образовательной деятельности составляет: в первой младшей группе (2-3 года) – 10 мин.; во второй младшей групп (3 - 4 года) – 15 мин.; в средней группе (4 - 5 лет) – 20 мин.; в старшей группе (5 - 6 лет) – 25 мин.; в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) – 30 мин. Образовательная деятельность осуществляется в первой половине дня. В середине времени, отведѐнного на непосредственно образовательную деятельность, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами непосредственно - образовательной деятельности – не менее 10 минут. Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 44 для каждой возрастной группы предусмотрено определѐнное количество времени. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 1,5 до 2 лет в неделю: Обязательная часть: - Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (ознакомление с окружающим миром) 1,3 неделя – 10 минут; - Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 2,4 неделя – 10 минут. - Экспериментирование с материалами и веществами– 10 минут; - Двигательные формы активности (физическая культура) – 20 минут; - Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого (развитие речи) – 20 минут; Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок – 20 минут; - Двигательные формы активности (физическая культура) – 10 минут; Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в совместной деятельности с детьми. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 2 до 3 лет в неделю: Обязательная часть: - Двигательная деятельность (физическая культура) – 20 минут; - Коммуникативная деятельность (коммуникация) 1,3 неделя – 10 минут; - Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы и фольклора) 2,4 неделя – 10 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность – 10 минут; - Изобразительная деятельность: (лепка) 1,3 неделя – 10 минут; (аппликация) 2,4 неделя – 10 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 10 минут. - Музыкальная деятельность – 10 минут Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим) – 10 минут; - Музыкальная деятельность – 10 минут; - Двигательная деятельность (физическая культура) – 10 минут - Коммуникативная деятельность (театрализованная), (основы безопасной жизнедеятельности) организуется в совместной деятельности с детьми в различных видах деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 3 до 4 лет: Обязательная часть: - Двигательная деятельность (физическая культура) – 30 минут; - Коммуникативная деятельность (коммуникация) 1,3 неделя – 15 минут; - Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы и фольклора) 2,4 неделя – 15 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (конструирование) 1,3 неделя – 15 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 2,4 неделя – 15 минут; - Изобразительная деятельность: (лепка) 1,3 неделя – 15 минут; (аппликация) 2,4 неделя – 15 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 15 минут. - Музыкальная деятельность – 15 минут Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим) – 15 минут; - Музыкальная деятельность – 15 минут; - Двигательная деятельность (физическая культура) – 15 минут. Коммуникативная деятельность (театрализованная), (основы безопасной жизнедеятельности) организуется в совместной деятельности с детьми в различных видах деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 4 до 5 лет: Обязательная часть: - Двигательная деятельность (физическая культура) – 40 минут; - Коммуникативная деятельность (развитие речи) 1,3 неделя – 20 минут; - Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы и фольклора) 2,4 неделя – 20 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (конструирование) 1,3 неделя – 20 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) 2,4 неделя – 20 минут; - Изобразительная деятельность: (Лепка) 1,3 неделя – 20 минут; (Аппликация) 2,4 неделя – 20 минут. - Изобразительная деятельность (рисование) – 20 минут, - Музыкальная деятельность – 20 минут Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Музыкальная деятельность – 20 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим) – 20 минут; - Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе (подвижные игры народов Урала, игры на асфальте)) – 20 минут Коммуникативная деятельность (театрализованная деятельность), (основы безопасной жизнедеятельности), организуется в совместной деятельности с детьми в различных видах деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 5 до 6 лет : Обязательная часть: - Коммуникативная деятельность (развитие речи) – 20 минут; - Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы и фольклора) – 20 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) – 20 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим) – 20 минут - Двигательная деятельность в помещении – 50 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 25 минут; - Изобразительная деятельность: (Лепка) 1,3 неделя – 25 минут (Аппликация) 2,4 неделя – 25 минут - Музыкальная деятельность – 25 минут Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Музыкальная деятельность – 25 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (конструирование) – 25 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 25 минут; - Двигательная деятельность на воздухе (подвижные игры народов Урала, игры на асфальте) – 25 минут. Коммуникативная деятельность (театрализованная деятельность), (основы безопасной жизнедеятельности) организуется в совместной деятельности с детьми в различных видах деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. Продолжительность непрерывной непосредственно – образовательной деятельности детей от 6 до 7 лет: Обязательная часть: - Коммуникативная деятельность (развитие речи) – 60 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений) – 60 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим) – 30 минут; - Двигательная деятельность в помещении – 60 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 30 минут; - Изобразительная деятельность: (Лепка) 1,3 неделя – 30 минут; (Аппликация) 2,4 неделя – 30 минут; Музыкальная деятельность – 30 минут Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - Музыкальная деятельность - 30 минут; - Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром/ конструирование) – 30 минут. - Двигательная деятельность на воздухе (подвижные игры народов Урала, игры на асфальте) – 30 минут; - Изобразительная деятельность (рисование) – 30 минут Спортивная секция «Футбол» (сетевое взаимодействие с МБУ ДО ДЮСШ «Олимпик»), кружок «Робототехника» (сетевое взаимодействие с ЦДО ДО) проводятся в рамках культурно-досуговой деятельности. Коммуникативная деятельность (театрализованная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора) организуется в совместной деятельности с детьми в различных видах деятельности. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. В течение года, когда проводятся праздники, развлечения, концерты, количество учебного времени не изменяется, в эти дни виды образовательной деятельности осуществляются в игровой форме. В Дни здоровья, Дни игры организация образовательного процесса не изменяется, содержание Дней здоровья и Дней игры.