страницы Содержание Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3 Учебный план 1.4 Содержание программы 1.5. Планируемые результаты Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Особенности организации образовательного процесса 2.4. Формы аттестации 2.5. Оценочные материалы 2.6. Методические материалы 2.7. Рабочая программа 2.8. Список литературы 2.9.Приложение Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 2 3 3 4 5 6 6 8 8 10 11 12 12 12 13 26 27 28 29 30 31 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лес чудес» (далее ДООП) относится к базовому уровню и имеет художественно-эстетическую направленность. Содержание ДООП направлено на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам музицирования. В процессе освоения программы накапливаются базовые знания, умения, навыки, что создаѐт возможности освоения творческо- продуктивной деятельности. В своей деятельности использую творческо - продуктивные технологии направленные на формирование устойчивой мотивации к музицированию. Программа разработана на основе документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». 8. «Федеральная государственная программа развития образования на 2018 - 2025 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642; 9. Устав МАДОУ №44. Актуальность Развитие системы дополнительного образования детей -одно из значимых составляющих государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Государство заинтересовано в творческом развитии личности, об этом говорится в Концепции развития дополнительного образования. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. С целью выявления социального заказа в МАДОУ №44 были изучены потребности воспитанников и родителей. Анализ социального заказа со стороны родителей (законных представителей) выявил 94% заинтересованность семей в музыкальном развитии и творчестве детей по средствам музицирования. Программа «Лес чудес» составлена на основе следующих пособий: Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой. 3 1.2. Цель программы: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам музицирования на детских шумовых инструментах. Задачи программы Образовательные: 1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальными инструментами. 2. Знакомить с элементами музыкальной грамоты. 3. Углублять музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической, музыки народов мира исполняемой на детских музыкальных инструментах. 4. Обучать игре в оркестре на различных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, а так же слаженному исполнению простых музыкальных пьес. 5. Учить детей с правильному звукоизвлечению при игре на шумовых инструментах. 6. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах. 7. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 8. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру поведения в коллективе в процессе совместной деятельности. 2. Воспитывать художественный вкус. 3. Воспитывать ответственность за свою деятельность, 4. Формировать социальную активность. Развивающие: 1. Развивать личностные качества самостоятельность 2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание. 3. Развивать мышление, аналитические способности. 4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук. 4 1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения № 1. 2. 3 4 Названиераздела, темы Количество часов практика Формы организации занятий Формы аттестации/контроля всего теория «Знакомство с музыкальными инструментами» «Импровизация» 10 3 7 Учебноезанятие зачѐт 10 4 6 игровое зачѐт «Обучение способам и приѐмам игры на музыкальных инструментах» «Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) 20 5 15 учебноезанятие зачѐт 32 5 27 занятие- концерт, репетиция зачѐт Формы организации занятий Формы аттестации/контроля 2 год обучения № 3 4 Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 1. «Слушание музыки» 10 3 7 игровое зачѐт 2. «Импровизация» 10 4 6 игровое зачѐт «Обучение способам и приѐмам игры на музыкальных инструментах» «Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) 20 5 15 зачѐт 32 5 27 учебное занятие репетиция, концерт 1.4. Содержание программы Первый год обучения 1 раздел: «Знакомство с музыкальными инструментами» 5 зачѐт Раздел состоитиз показа детям разнообразия музыкальных инструментов с целью обобщения и углубления жизненных представлений детей об уже известных и неизвестных музыкальных инструментах. Побуждать детей запоминать названия музыкальных инструментах, различать их тембры. 2раздел: «Импровизация» Раздел предусматривает стимулирование творческой фантазии, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Данный вид музыкальной деятельности позволяет каждому ребенку найти свое место в импровизации, независимо от уровня его музыкальных способностей. 3 раздел: «Обучение игре на музыкальных инструментах» Раздел знакомит детей созвукоизвлечением и приемами игры на музыкальных инструментах. Обучение с помощью детских музыкальных инструментов простейшим элементам музыкального языка и умению их практически и творчески применять. 4 раздел: «Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) Раздел предусматривает владением навыками ансамблевой игры.Исполнение детским ансамблем: народной, классической, музыки народов мира и детской музыки на музыкальных инструментах, отработку слаженности и выразительности исполнения простых пьес в оркестре. Второй год обучения. 1 раздел «Слушание музыки» Раздел состоит из показа детям разнообразия музыкальных инструментов (симфонического и народного оркестров) с целью обобщения и углубления жизненных представлений детей об уже известных и неизвестных музыкальных инструментах. 2раздел: «Импровизация» Раздел предусматривает стимулирование творческой фантазии, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Данный вид музыкальной деятельности позволяет каждому ребенку найти свое местов импровизации, независимо от уровня его музыкальных способностей. 3 раздел: «Обучение игре на музыкальных инструментах» Раздел знакомит детей со звукоизвлечением и приемами игры на музыкальных инструментах. Обучение с помощью детских музыкальных инструментов простейшим элементам музыкального языка и умению их практически и творчески применять. 4 раздел: «Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) Раздел предусматривает владениенавыками ансамблевой игры. Исполнение детским ансамблем: народной, классической, музыки народов мира и детской музыки на музыкальных инструментах, отработку слаженности и выразительности исполнения простых пьес в оркестре. 1.5. Планируемые результаты Ребѐнок полностью освоил разделы программы. Сформирован устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Приобретены следующие знания, умения и навыки: Знание музыкальных инструментов и правилами их хранения; 6 Владения приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы); Владения навыками ансамблевого исполнения; Умение понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график Программа разработана на 2 года обучения, годовая нагрузка для каждого года 72 часа (при нагрузке 2 часа в неделю, количество учебных недель 37). Каникулы с 1июня по 31 августа. 7 3 Практика Теория 1 год обучения Проме жуточ ная и итогов аяатте стация Заняти янепре дусмот ренны ераспи санием 4 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 3 4 38 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 Год обучения: с 1 сентября по 31 мая 2023-2024 уч. год 8 1 76 1 1 2 2 1 1 1 4 1 9 1 1 1 Всегочасовпопр ограмме Всегоучебныхне дель 1 2 1 Май 27 131 27 1 28 1 30 31 1 14 1 26 30 1 4 Апрель Март 1 1 Февраль Январь 1 1 3 2 Декабрь 1 1 Ноябрь 1 1 2 Контроль Неделяобучен ия 1 05 09 Октябрь 1 Сентябрь 1 Годобучен ия Год обучения: с 1 сентября по 31 мая 2022-2023 уч. год 1 3 Практика Теория 2годобучения Проме жуточн ая и итогова яаттест ация Занятия непред усмотр енныер асписан ием 4 1 2 3 1 1 2 2 1 1 1 Ноябрь 4 1 2 3 4 1 1 2 1 2 1 5 1 2 3 1 1 1 2 2 1 4 1 2 1 1 2 2 1 1 Февраль Январь Декабрь 3 1 2 3 1 1 2 2 1 Апрель Март 4 1 2 3 4 1 1 1 2 2 1 5 1 2 1 1 2 2 1 4 2 1 1 1 1 1 2.2. 1 1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в музыкальном зале. Наглядный материал: портреты композиторов, видео ролики по слушанию музыки (флэшноситель) Имеется оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, ноутбук. 9 1 2 3 4 5 38 76 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 3 Май Всегочасовпопрог рамме 2 Контроль 1 Октябрь Всегоучебныхнеде ль 2 год обучения Неделя обучен ия Сентябрь 1 1 1 4 1 9 Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, гитара, синтезатор; ложки деревянные - по количеству детей трещотка плоская- 5 шт. трещотка круговая-2шт. гусельки-2 шт. тон блоки- 5 шт. маракасы - по количеству детей барабаны-10 шт. тарелки (цимбалы) -2 шт. металлофоны диатонические- 8 шт. металлофоны хроматические- 2 шт. глокеншпиль -1 шт. ксилофоны-6 шт. колокольчики- по количеству детей бубны, тамбурины - по количеству детей треугольники-10 шт. блокфлейта-2 шт. румба-2 шт. нотные пюпитры-7 шт. магнитная доска-1 шт. Бумвокерс – набор «Дошкольник» Чаймбары -1 набор Нетрадиционные инструменты: кокирико-2 шт. флейта цуг-2 шт. китайский барабанчик-1 шт. шум дождя-1 шт. Информационное обеспечение Аудиоматериалы - СD диски, аудиодиски Видеоматериалы – различные оркестры, музыкальные инструменты. Интернетресурсы 10 Кадровое обеспечение Программу реализует руководитель кружка Лебедева Л.В. педагог дополнительного образования, стаж педагогической работы 28 лет, стаж педагога дополнительного образования 6 лет, высшая категория по должности педагог дополнительного образования. Образование Асбестовское музыкальное училище, специальность-артист оркестра, руководитель творческого коллектива, преподаватель по классу скрипки. УрГПУ направленность «Педагогика общего образования» Переподготовка по программе «Педагогика и методика воспитания в ДОУ» квалификация «Музыкальный руководитель» 250 часов2021 г. 2.3 Особенности организации образовательного процесса Форма занятий – кружок. В кружок принимаются все желающие не имеющих противопоказаний по здоровью, отбор по показаниям не проводится. На втором году обучения продолжают заниматься дети с выраженной музыкальностью (Тест –анкета) Форма обучения- очная. Сочетаются теоретические и практические занятия, но учитывая направленность, преобладают занятия практической направленности. Формы организации занятий –групповая и индивидуальная. Формы проведения занятий- репетиции, зачѐт, концерт. Структура программы Программа состоит из двух блоков. Первый блок рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа) и реализуется в течение одного года. Второй блок рассчитан на детей 6-7 лет (подготовительная группа) и реализуется в течение одного года. Структура программы учитывает возрастные и психические особенности воспитанников. Развитие музыкального творчества ребѐнка рассматривается с двух позиций музыкальной деятельности: ребѐнок- слушатель, ребѐнок – исполнитель. Каждая из ступеней постепенно усложняется. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, классической, современной музыки. Он структурирован, систематизирован, выстроен по принципу усложнения содержания, характера, выразительных средств музыкального произведения. Предусматривается целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие дошкольника. Продолжительность занятия – 25 минут. Количество занятий в неделю – 2 раза. Учебная нагрузка в год- 72 часа. 2.4. Формы аттестации 11 Формы подведения итогов: открытые занятия для детей других групп и родителей в течении года, выступления на утренниках и развлечения, на отчѐтном концерте, на городских конкурсах и фестивалях. 2.5. Оценочные материалы Для оценки результатов программы разработаны следующие материалы: - дневник педагогического наблюдения 2.6 Методические материалы - конспекты - структура занятия Структура проведения занятия в старшей группе (первая ступень обучения) 1 часть – вводная 1.1 Организационный момент (повторение правил поведения, приветствие, определение темы занятия); 1.2 Музыкальная зарядка (ритмические жесты) 2 часть - основная 2.1.«Знакомство с музыкальными инструментами» 2.2«Импровизация» 2.3«Обучение игре на музыкальных инструментах» 2.4«Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) 3 3.1 часть – заключительная подведение итогов Структура проведения занятия в подготовительной группе (вторая ступень обучения) 1 часть – вводная 1.1 Организационный момент (повторение правил поведения, приветствие, определение темы занятия); 1.2 Музыкальная зарядка (ритмические жесты) 2 часть - основная 12 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 «Слушание» «Импровизация» «Знакомство с музыкальными инструментами» «Инструментальное музицирование» (игра в ансамбле, оркестре) часть – заключительная подведение итогов 2.7. Рабочая программа Модуль I (Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.1 год обучения) № месяц недели Время проведения Форма занятия 1. сентябрь Чт. 16.00-16.25 Игровое Вт. Чт. Учебное Вт. Чт. Учебное Кол. Тема занятия часо в 0,5 ч Организационное занятие «Юные оркестранты» 1ч «Музыка всюду живѐт» Место проведения Форма контроля Музыкальный зал 1ч «Музыка всюду живѐт» Вт. Чт. Учебное 1ч «Музыка всюду живѐт» Вт. Чт. Учебное 1ч 13 «Музыка всюду живѐт» Зачѐт (беседа) 2 октябрь Чт. 16.00-16.25 Вт. Чт. Учебное 0,5 ч «История возникновения ансамбля» 1ч «История возникновения ансамбля» 1ч «История возникновения оркестра» 1ч «История возникновения оркестра» 1ч «История возникновения ансамбля, оркестра» Учебное 0,5ч «Дирижѐр» Вт. Чт. Игровое 1ч «Дирижѐр» Вт. Чт. Игровое 1ч «Музыкальный инструмент колокольчик» Игровое Вт. Чт. Учебное Вт. Чт. Игровое Вт. Чт. Учебное 3. ноябрь Вт. Чт. 16.00-16.25 14 Музыкальный зал Выступление на празднике осени зачѐт Музыкальный зал Выступле ние на празднике для мам в ДК «Кристал л» Вт. Чт. 4. декабрь Учебное 1ч «Музыкальный Инструмент колокольчик» зачѐт Учебное 1ч «Музыкальный Музыкальный инструмент зал металлофон, ксилофон» Выступле ние на новогодне м празднике Игровое 1ч «Музыкальный инструмент металлофон, ксилофон» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Играем на одной ноте» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Играем на одной ноте» Вт. Чт. 16.00-16.25 Вт. Чт. 5 январь (с 1-10 каникулы) Музыкальный зал Вт. Чт. Учебное 1ч «Играем на двух нотах» Игровое 1ч «Играем на двух нотах» 16.00-16.25 Вт. Чт. Зачѐт 15 Учебное 1ч Вт. Чт. 6 февраль Вт. Чт. Учебное 1ч «Терция» Вт. Чт. Игровое 1ч «Терция» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Терция» 16.00-16.25 Вт. Чт. 7. март «Играем на двух нотах» Концерт 0,5 ч «Терция» Учебное 1ч «Поступенное движение мелодии» Вт. Чт. Игровое 1ч «Поступенное движение мелодии» Вт. Чт. Игровое 1ч «Поступенное движение мелодии» Вт. Игровое 1ч «Поступенное Вт. Чт. 16.00-16.25 16 Музыкальный зал Зачѐт Концерт к 23 февраля зачѐт Музыкальный зал Концертд лямам зачѐт 8. 9. апрель май Чт. Вт. Чт. движение мелодии» «Музыкальный инструмент ложки» Учебное 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч «Приѐмы игры на ложках» Вт. Чт. Игровое 1ч «Приѐмы игры на ложках» Вт. Чт. Игровое 1ч «Приѐмы игры на ложках» Вт. Чт. 16.00-16.25 16.00-16.25 Учебное 0,5 ч «Музыкальный инструмент ложки» Вт. Чт. Репетиционное Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Приѐмы игры на ложках» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Ложкари» Вт. Чт. Концерт 1ч «Ложкари» Репертуар 17 1ч Музыкальный зал зачѐт Музыкальный зал Отчѐтный концерт «Приѐмы игры на ложках» Концерт В.Семернин «Музыка всюду живѐт» ТЕМА: «История возникновения ансамбля, оркестра» И.Крылов «Квартет» И.Токмакова «У меня отличный слух» В.Солоухин «Дирижѐр» ТЕМА: «Играем на одной ноте» «Андрей-воробей» «Сорока» «Кукушка» ТЕМА: «Играем на двух нотах» «Лепѐшки» «Уж как шла лиса» «Сорока» ТЕМА: «Терция» «Два кота» «Мишка» «Лошадка» «Часы» «Слон» «Жучок» «Гуси» ТЕМА: «Поступенное движение мелодии» «Гамма до мажор» «Киска» «У кота-воркота» «Ходит зайка по саду» «Как под горкой под горой» «Едет-едет паровоз» «Кукушучка» ТЕМА: «Ложки» «Калинка малинка» А.Новиков «Смуглянка» Ожидаемый результат: 18 В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: – познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения; – овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах; – овладеть навыками ансамблевого и сольного исполнения – понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения. Модуль II (Подготовительная группа. Возраст детей 6 -7 лет, второй год обучения) № месяц недели 1. сентябрь Вт. Чт. Время проведения 16.00-16.30 Игровое Кол. часов 1ч Учебное 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Смычковые» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Смычковые» Вт. Чт. Вт. Чт. Игровое 1ч Вт. Чт. 2 октябрь 16.00-16.30 Форма занятия Учебное 1ч Тема занятия Организационное занятие «Оркестры» «Инструменты симфонического оркестра. Смычковые» «Инструменты симфонического оркестра. Медные духовые» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Медные духовые» Вт. Игровое 1ч «Инструменты 19 Место проведения Музыкальный зал Форма контроля зачѐт Музыкальный зал Чт. 3. ноябрь симфонического оркестра. Медные духовые» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Медные духовые Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Медные духовые «Инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые. Вт. Чт. Учебное 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые. Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые. Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые. 16.00-16.30 20 Выступлени енапраздник еосени Музыкальный зал зачѐт 4. декабрь Вт. Чт. Учебное 0,5 ч «Инструменты симфонического оркестра. Ударные». Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Ударные» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Инструменты симфонического оркестра. Ударные». 16.00-16.30 Вт. Чт. 5 январь (с 1-10 каникулы) 1ч Концерт Музыкальный зал Выступлени е на Новогоднем празднике «Инструменты симфонического оркестра. Ударные». 16.00-16.30 «Инструменты народного оркестра. Домра, балалайка» Вт. Чт. Учебное 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты народного оркестра. Домра, балалайка» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты народного оркестра. Домра, балалайка» 21 Музыкальный зал зачѐт 6 февраль Вт Чт. Учебное 0,5ч «Инструменты народного оркестра. баян» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты народного оркестра. баян» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Инструменты народного оркестра. баян» 16.00-16.30 Вт. Чт. 7. март «Инструменты народного оркестра. баян» Концерт 0,5ч Учебное 0,5 ч «Инструменты народного оркестра. аккордеон» Игровое 1ч «Инструменты народного оркестра. аккордеон» Вт. Чт. Игровое 1ч «Инструменты народного оркестра. аккордеон» Вт. Игровое 1ч «Инструменты народного Вт. Чт. 16.00-16.30 Вт. Чт. 22 Музыкальный зал зачѐт Музыкальный зал Выступлени е на Празднике к 8 Марта Чт.2 8. 9. апрель май Вт. Чт. оркестра. аккордеон» 16.00-16.30 Учебное 1ч «Музыкальный инструмент Фортепиано, рояль» «Музыкальный инструмент Фортепиано, рояль» Вт. Чт. Игровое 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч Вт. Чт. Игровое 1ч Учебное 1ч «Музыкальный Инструмент. Фортепиано, рояль» «Детский оркестр» Вт. Чт. Репетиционное 1ч «Детский оркестр» Вт. Чт. Вт. Репетиционное 1ч «Детский оркестр» Концерт 1ч Выпускной Вт. Чт. 16.00-16.30 23 Музыкальный зал «Музыкальный инструмент Фортепиано, рояль» «Музыкальный Инструмент. Фортепиано, рояль» зачѐт Музыкальный зал Отчѐтный Чт. концерт Репертуар ТЕМА: «Оркестры» Л.Яковлев «Три оркестра» «Гамма до мажор» И.Штраус «Персидский марш» ТЕМА: «Смычковые инструменты» Л.Квитко «Скрипка» Р.Фархади «Про смычок» Л.Лейбович «Контрабас» ТЕМА: «Духовые инструменты» А.Усачѐв «»Весѐлая нота Му» «Здравствуй, утѐнок» «Пастушья песенка» ТЕМА: «Ударные инструменты» И.Горбачѐва «Мне купили барабан» П.Чайковский «Марш оловянных солдатиков» «Громко-тихо» ТЕМА: «Народные инструменты» Д.Смайлз «В детском магазине» «Уж как шла лиса» «Казаки» ТЕМА: «Фортепьяно» «Фортепьяно и рояль» Ё.Накада «Танец дикарей» ТЕМА: «Детский оркестр» Ю. Владимиров «Детский оркестр» Воспитанник имеет: - высокий уровень познавательной активности, - знает, помнит, называет почти все знакомые музыкальные пьесы и композиторов, их написавших; - в процессе целостного восприятия музыкального произведения чувствует характер музыки, эмоционально реагирует на его изменение; 24 - хороший уровень дифференцированного восприятия музыки помогает ребѐнку воспринимать комплекс средств музыкальной выразительности, находить общее и различное в исполнении музыкального произведения на различных инструментах; - развит музыкальный слух; - воспринимает и понимает способы и приѐмы игры на детских музыкальных инструментах; - исполняет на металлофоне (на инструменте имеющем звукоряд) музыкальные произведения; - знаком с элементами нотной грамоты; - разбирается в партитуре произведения; - уверенно играет на инструментах в оркестре, соблюдая ритмический, темповый, динамический ансамбль; - точно передаѐт характер музыки, изменения музыкальных образов, использует все необходимые средства выразительности; - иметь устойчивый интерес к проявлению индивидуальности и самостоятельности в деятельности, желание импровизировать. Диагностика Педагогическая диагностика проводится для улучшения качества проводимых занятий музицированием. В процессе наблюдения педагог определяет те разделы программы, которые вызвали у детей затруднение. По каждому разделу программы определяется уровень развития детей. Данные заносятся в таблицу. Формой итогового контроля служат выступления детей на концертах, фестивалях, конкурсах. Цель: Выявление уровня музыкального развития (ритмический слух, тембровый слух, интонационный слух). Выявление интереса детей к музицированию. Методы диагностики: наблюдение Условные знаки оценивания: + ребѐнок справляется ? испытывает некоторые затруднения - не справляется 25 2.8. Список литературы 1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973 2. Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969 3. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985 4. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.-М.: Советскийкомпозитор, 1976 5. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976 6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978 7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981 8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968 9. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в детскомсаду.- М., 1983 10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор– Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки» 11. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детскомсаду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений» Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки» 12. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986 13. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990 14. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский композитор, 1973 15. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983 16. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997 17. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994 18. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968 19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947 20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961 21. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9 22. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год 23. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 26 24. Тютюнникова Т.Э. Элементарноемузицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999. 2.9. ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица №1 «Диагностика по усвоения программы кружка» Таблица №2 «Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год» Тест-анкета (выявление детей с выраженной музыкальностью) Диагностика музыкальных способностей детей для отбора в шумовой оркестр. 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика по освоению программы кружка музицирования «Лес чудес» п/п № Ф.И. ребѐнка Компоненты: Способность точно воспроизводить заданный ритм, темп, динамику н\г к\г Знание названий музыкальных и шумовых инструментов и характер их звучания н\г к\г ИТОГ Умение импровизиртвать н\г 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 28 к\г Владение простейшими приѐмами игры на детских муз.инструментах н\г н\г ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План работы на 2022-2023 уч.год № 1. Содержание деятельности Презентация кружка на родительских собраниях групп 2. Участие в Фестивале детского творчества «Грани таланта» сроки сентябрь ответственные Лебедева Л.В. воспитатели старших групп август Лебедева Л.В. 3. День открытых дверей сентябрь 4. Родительское собрание (заполнение договоров, заявлений) сентябрь 5. Выступление на празднике осени октябрь 6. Выступление в ДК «Кристалл» ноябрь Лебедева Л.В. Лебедева Л.В. Лебедева Л.В. Лебедева Л.В. Родители Воспитатели 7. Выступление на Новогоднем концерте декабрь 8. Выступление на празднике «Мамин праздник» март 9. Отчѐтный концерт май Лебедева Л.В. Лебедева Л.В. 10. Отчѐты о работе кружка через газету «Дошкольная мозайка», Сайт ДОУ, группу в Одноклассниках, телестудию ДОУ «Лучик» Весь год 29 Лебедева Л.В. воспитатели Лебедева Л.В. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест-анкета (для 2 года обучения) (выявление детей с выраженной музыкальностью) Тест разработан специалистами в области детской психологии А. Ханом и Г.Кафом широко применяется в США. Ребенок имеет музыкальный талант, если он: • Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию; вслушивается в них, легко их запоминает; • Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; • Сочиняет свои собственные мелодии и песенки; • Научился играть на каком - либо музыкальном инструменте. 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностика музыкальных способностей детей для отбора в шумовой оркестр. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Процесс проходит в естественных для детей условиях – на музыкальных занятиях. Для отбора в шумовой оркестр диагностика проводится по семи основным критериям: 1. Игровой аппарат 2. Координация 3. Эмоциональность 4. Внимание 5. Исполнительство 6. Чувство ритма 31