14.05.2024
15.05.
Конспект занятия по развитию речи «Длинное ухо и клубок — колючий бок».
Задачи.
1.
Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Включаться
игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек.
2.
Обогащать словарь точными глаголами, прилагательными. Подводить к освоению
простых способов словообразования.
3.
Учить самостоятельно строить высказывание из 1-2 фраз. В процессе
звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых
согласных звуков.
Материалы. Игрушки:
машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха и ежонок. Яблоко (можно предмет-заместитель).
Содержание занятия. Воспитатель ввозит в группу машину, в которой сидят
зайчиха с зайчонком, еж, ежиха и ежонок. Дети рассматривают игрушки.
Воспитатель: «К нам в гости приехали звери. Кто
это? (Ответы детей.) Это
мама-зайчиха с сыночком зайчонком, папа-еж, мама-ежиха и сыночек-ежонок. У
зайцев длинные. ( показ: уши) и
короткий. (хвост). Зайки любят
грызть. (морковку). Грызут морковку: ам-ам-ам».
В процессе
рассматривания воспитатель демонстрирует игрушки, их действия и интонацией
незавершенности побуждает детей включиться в разговор, завершая начатую
воспитателем фразу.
Далее воспитатель произносит следующие
фразы, побуждая детей завершать их:
«Зайцы живут. (в лесу). Убегают от лисы. Ловко
прыгают, скачут. Мама зайчиха большая, а сынок зайчонок —. (маленький). Покажите, как зайцы
грызут морковку. ( Выразительные движения и звукоподражания:
ам-ам-ам — вместе с детьми.) Вместе с зайцами приехали. (ежики). Папа-. (еж, мама. (ежиха) и сынок. (ежонок). Ежи колючие. Живут в лесу. Фыркают: пых-пых, пых-пых. Покажите, как ежики
фыркают. (Звукоподражания вместе с детьми).
Ежонок маленький, мама ежиха побольше, а папа-еж. (самый большой).»
Воспитатель приглашает детей на ковер и
предлагает поиграть: «Сейчас я буду как будто ваша мама зайчиха, а вы мои дети —
зайчата. Зайчата прыгают: скок-скок, греют лапки:
хлоп-хлоп, грызут морковку: ам-ам-ам. (Повторить
3 раза.) Ускакали домой в лес».
Физминутка Зайчики
Скачут, скачут во
лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле
груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг –
скок –
Встал зайчонок на
пенек
(Прыжки вперед
– назад)
Всех построил по
порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на
месте.
Два! Руками машут
вместе.
Три! Присели, дружно
встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и
нагнулись.
Шесть! Все встали
снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Говорит детям: «Нашим
гостям-зверюшкам будет приятно услышать, что они вам очень нравятся. Давайте их
похвалим, расскажем про них». Далее воспитатель вызывает активного ребенка и
спрашивает, кто ему больше нравится, кого он хочет похвалить. Дожидается, чтобы
ребенок произнес одну-две фразы самостоятельно. В случае необходимости
оказывает помощь, подсказывает начало фразы.
Выслушивает всех желающих. (Это основная часть занятия.)
Игра «Да-да-да,
нет-нет-нет». Воспитатель обращается к детям: «Если
скажу правду, так бывает — скажете: да-да-да и хлопнете
в ладоши. Если так не бывает — погрозите пальцем и скажете:
нет-нет-нет». Выполняет все эти действия вместе с детьми.
Предложения:
Еж колючий.
Заяц любит морковку
У ежа длинные
уши. У кого длинные уши?
Заяц летает по небу.
Что делает заяц?
Заяц боится лисы.
Далее воспитатель разыгрывает сценку: «Встретились заяц и
еж. У ежа на колючках яблоко. Спрашивает заяц ежа: „Ты куда бежишь и кому несешь
яблочко?". Ежик в ответ свернулся клубком
и запыхтел : пых-пых-пых».
Воспитатель: «Кто хочет проиграть с зайцем и
ежиком, показать, как они встретились и разговаривали?»
Дети по желанию действуют с игрушками.
Воспитатель ведет речь от автора. Желательно, чтобы дети сами выстроили диалог.
В случае необходимости педагог подсказывает начало фразы. Занятие переходит в
свободную деятельность детей.