08.10.2023
§ АВАНЛОЖА — места в зрительном зале,
помещение перед входом в ложу.
§ АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом
и рампой).
§ АКТ — законченная часть драматического
произведения или театрального представления; то же, что и действие.
§ АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница)
ролей.
§ АМПЛУА — сходные по характеру роли,
соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
§ АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ:
овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2)
места в зрительном зале, расположенные за партером.
§ АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера
на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
§ АНОНС — объявление о предстоящих гастролях,
спектаклях, концертах.
§ АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный
персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
§ АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами)
спектакля, между отделениями концерта.
§ АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор
частного
§ театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр.
§ АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты
(на спектакль, представление) проданы.
§ АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая
сцена спектакля или праздничной концертной программы.
§ АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная
от зрительного зала часть сцены.
§ БАЛАГАН — театральное представление комического
характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях
(в России с XVIII в.).
§ БАЛКОН — места в зрительном зале,
расположенные амфитеатром в различных ярусах.
§ БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером
и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
§ БЕНЕФИС — 1) театральное представление
в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал
я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников
театра.
§ БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены
или несколько ниже по обеим сторонам партера.
§ БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный
театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
§ БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение
на сцене.
§ БУТАФОР — театральный работник, ведающий
бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
§ БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые
и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
§ БУФФОН — амплуа актера, использующего для
исполнения роли шутовские приемы.
§ БУФФОНАДА — 1) представление с применением
клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда
окарикатуривание персонажей.
§ ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр,
получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные
на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились
в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические
интермедии сопровождались музыкой.
§ ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.
§ ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.
§ ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде
в других театра.
§ ГЕРОЙ — главное действующее лицо
в спектакле.
§ ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед
спектаклем, концертом.
§ ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли
знатных дам.
§ ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.
§ ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера
(преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика,
прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
§ ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой
актеров.
§ ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования
и переодевания актеров.
§ ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля.
То же, что и акт.
§ ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.
§ ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места
действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
§ ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы
дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
§ ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое
представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение
к спектаклю.
§ ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
§ ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория
построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3)
сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
§ ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных
героев.
§ ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной
девушки.
§ ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между
актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
§ КАБУКИ — один из видов классического театра
в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в.
С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
§ КАРТИНА — часть акта в драме.
§ КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для
создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
§ КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли
красивой девушки.
§ КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть
сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов
декораций.
§ КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные
роли.
§ КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного
главного героя.
§ КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой
подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
§ КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые
на рамы), располагаемые по бокам сцены.
§ ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические
персонажи.
§ ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.
§ ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг
партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
§ МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод
приводит в движение при помощи нитей.
§ МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене
в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один
из важнейших элементов режиссуры.
§ МИМ — актер пантомимы.
§ МИМИКА — один из важных элементов искусства
актера, выразительное движение мышц лица.
§ МОНОЛОГ — речь актера, обращенная
к слушателям или самому
§ себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра,
соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые
мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
§ НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий
в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2)
профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была
адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр
(в России появился в середине XIX в.).
§ НОО — один из видов традиционного японского
театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций,
главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
§ ПАДУГА — полоса занавеса по верху
сценической площадки.
§ ПАНТОМИМА — вид сценического искусства,
в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами
выразительного движения, жеста, мимики.
§ ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала
с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
§ ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой
повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий,
мираклей, процессий.
§ ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической
комедии.
§ ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных
кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
§ ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».
§ ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания
спектакля; то же, что и спектакль.
§ ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие
ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
§ ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых)
публичный платный показ нового спектакля.
§ ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
§ ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего
простодушного человека.
§ РАМПА — осветительная аппаратура на полу
сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
§ РЕВЮ — эстрадное или театральное представление,
состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
§ РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе
собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу
актеров, художника, композитора.
§ РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего
нравоучительные
§ суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые
в театральных постановках.
§ РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки
театрального
§ представления.РЕПЕРТУАР — совокупность
произведений, исполняемых в театре.
§ РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое
одним актером в ответ на слова другого.
§ СКЕНА — помещение для переодевания и выхода
актеров театра в Древней Греции.
§ СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.
§ СОФИТ — часть осветительной аппаратуры
в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди
и сверху.
§ СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается
на основе драматического или музыкально-сценического произведения
в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров,
художника и др.
§ СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без
слов.
§ СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.
§ СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом
репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости
подсказывающий актерам слова роли.
§ ТЕАТР — род искусства, специфическим средством
выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе
игры актера перед публикой.
§ ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища,
в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
§ ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором
ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии,
сценки, скетчи).
§ ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища,
основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между
источником света и экраном или накладываются на него.
§ ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций
в старинных театрах Западной Европы.
§ ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли
подростков.
§ ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
§ ТРУППА — актерский состав театра.
§ ТРЮМ — помещение под сценой.
§ ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных,
самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
§ ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов;
то же, что и статист.
§ ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
§ ФУРКИ — приспособления для перемещения
на сцене декораций.
§ ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.
§ ЭТЮД — в современной театральной педагогике
упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
§ ЯРУС — один из средних или верхних этажей
в зрительном зале.