02.11.2022
02.11.2022
Чтение
художественной литературы
К. Ушинский
«Спор деревьев»
Константин Дмитриевич Ушинский – замечательный педагог и писатель. Он жил почти двести лет назад,
когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них
интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях.
Сегодня мы предлагаем познакомиться с рассказом писателя, в
котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы
только начинаете жить.
Поговорите с ребёнком:
- Как
ты думаешь, деревья умеют разговаривать?
- Как
они разговаривают?
- Представьте,
что ты маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Ребёнок складывает вместе перед собой
ладоши, приседает; начинает медленно подниматься, подняв руки над головой).
- Деревья
выросли и расправили свои ветки (Ребёнок разводит
руки в стороны).
- Подул
лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (Ребёнок отводит руки то в одну, то в другую
стороны).
Прочитайте
выразительно рассказ К.Д. Ушинского «Спор
деревьев».
Заспорили деревья между собой: кто из них
лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко
ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а
сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и
молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и
толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное
яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой
качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться;
вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся
мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и
печки топлю, и избы строю.
После прочтения рассказа,
задайте вопросы ребёнку:
- Какие деревья вели спор
между собой?
- По какому вопросу возник
спор?
- Что говорил дуб?
- О чём молвила яблоня?
- Что ответила сосна?
- А что могла сказать берёза?
- А
как ты понимаешь, что такое спор? (Спор - это состязание словами,
обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.)
- Спорить - это хорошо или
плохо? (Плохо: можно расстроиться,
потерять друзей. Хорошо: найдёшь правду. Подвести детей к выводу о том, что в
споре рождается истина, но спорить нужно по делу.)
Прочитайте рассказ ещё раз и попросите ребёнка
пересказать его.