Дополнительный раздел Программы
2025-2026 учебный год
Основная образовательная программа дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр
развития ребенка – детский сад №44 «Серебряное копытце» является локальным
нормативно-управленческим документом МАДОУ №44, характеризующим
специфику содержания образования, особенности организации воспитательнообразовательного процесса, принята решением педагогического Совета МАДОУ
№44 (Протокол №1 от 17.07.2024 года).
Программа МАДОУ №44 разработана в соответствии с нормативными
актами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155);
- Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования и нормы к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях».
Программа МАДОУ №44 разработана на основе требований ФГОС ДО, с
учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного
образования (в обязательной части ОП), парциальных образовательных
программ.
Программа ДОУ описывает собственную модель организации обучения,
воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
конкретных условий; особенности совместной деятельности взрослого с детьми,
направленной на достижение целевых ориентиров.
В соответствии с требованиями ФГОСДО к структуре и содержанию
Программа ДОУ включает в себя следующие разделы: целевой,
содержательный, организационный, в каждом из которых отражается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной
программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые
представляют
собой
социальнонормативные
возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель реализации программы: формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств. Формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решения следующих задач
(п. 1.6. ФГОС ДО и 1.1.1. ФОП ДО):
1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и
планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
3. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к
базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свобода
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России;
4. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
5. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их
возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений, другими детьми, взрослыми и миром;
6. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
7. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, а также таких личностных качеств, как
активность,
инициативность,
произвольность,
самостоятельность
и
ответственность – важных предпосылок к формированию учебной деятельности;
8. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
11. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программы и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
Задачи вариативной части Программы (части, формируемой
участниками образовательных отношений:
1. Формировать общее представление о своей малой родине – природе,
истории, культуре и традициях жителей района и Урала.
2. Формировать предпосылки основ инженерного мышления и навыков
начального программирования и моделирования у всех участников
образовательных отношений.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской
деятельности: игровой, коммуникативной, самообслуживание и элементарный
бытовой
труд;
познавательно-исследовательской;
изобразительной;
музыкальной; восприятие художественной литературы и фольклора;
конструирование; двигательной.
В основу построения программы положены научные принципы и
подходы:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.
Признание
ребенка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных отношений;
5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6. Сотрудничество Организации с семьей;
7. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
8. Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
9. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии с Уставом МАДОУ, в детском саду осуществляется с
детьми от 1 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности.
Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры как
результат возможных достижений освоения детьми раннего и дошкольного
возраста программы)
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и
пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении.
3. Владеет активной и пассивной речью, включѐнной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек.
4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого.
5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им. Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет
эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
6. У ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного
образования
1.
Ребѐнок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
2.
Ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты.
3.
Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребѐнок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4.
Ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки
грамотности;
5.
У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими.
6.
Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены.
7.
Ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребѐнок
способен к. принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП
ДО) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные
области:
«Физическое развитие»
«Социально–коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно–эстетическое развитие»
Особенности организации образовательного процесса
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели с двумя
выходными днями (суббота, воскресенье); длительность работы – 12 часов;
график работы групп – с 7.00 до 19.00 часов.
Объѐм учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.304913).
Используемые программы
Программа ДОУ разработана на основе требований ФГОС ДО, с учетом
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и
парциальных образовательных программ, с учетом возрастных особенностей,
образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи.
Особенности организации РППС
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Для всестороннего развития
дошкольникам предоставлена возможность полностью использовать среду и
принимать активное участие в ее организации.
В группах созданы различные центры активности:
- центр познания обеспечивает решение задач познавательноисследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры,
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
- центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества
детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации,
художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетноролевых игр; центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников;
- центр физической культуры обеспечивает двигательную активность и
организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников строится на
основе принципов ФГОС ДО:
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
- сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет
этнокультурной ситуации развития детей.
Основной задачей взаимодействия является: обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей в целом и духовно-нравственном развитии, в
частности (с учетом приоритетного направления).
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
-информационно-аналитическое направление - основной задачей
информационно-аналитических форм организации общения с родителями
являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них
необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,
интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,
личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного
учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы
с детьми и построение грамотного общения с их родителями;
- познавательные формы взаимодействия призваны повышать психологопедагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать
рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить
родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей,
рациональными методами и приемами воспитания для формирования их
практических навыков;
- досуговые формы взаимодействия призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми;
- наглядно-информационные формы взаимодействия общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и
методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют
правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Глоссарий
Амплификация – обогащение детского развития.
Вариативная
часть
основной
образовательной
программы
дошкольного образования - это часть основной образовательной программы
дошкольного образования, формируемая участниками образовательного
процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое
разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений
деятельности;
2) специфику социально-экономических,
национальнокультурных, демографических, климатических и других условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды – наличие в Организации или Группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу
дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную
программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной
организации.
Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений,
где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в
том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
Дошкольная образовательная организация – образовательная
организация, осуществляющая в качестве основной цели еѐ деятельности
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная форма активности ребѐнка – овладение основными
движениями.
Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры. Изобразительная форма активности ребѐнка – рисование,
лепка, аппликация.
Индивидуализация образования – поддержка ребѐнка, построение его
образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его
развития.
Индивидуализация
дошкольного
образования
–
построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребѐнка, при котором сам ребѐнок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние
и результативность процесса образования в обществе, его состояние
потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и
формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций
личности. Качество образования определяется совокупностью показателей,
характеризующих
различные
аспекты
образовательной
деятельности
учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материальнотехническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование
детей.
Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – обеспечение
коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении
Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы – учебнометодический комплект (оборудование/ оснащение, предметы).
Механизмы развития ребѐнка – общение, игра, познавательноисследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребѐнка – восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игра на детских музыкальных инструментах.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в
интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного образования - социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные программы – программы, направленные на решение
задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы
дошкольного образования, начального общего образования, основного общего
образования, среднего (полного) общего образования – документы
государственного образца, характеризующие содержания образования и
направленные на достижение определѐнных государством образовательных
уровней.
Образовательные
программы
дошкольного
образования
разрабатываются
и
утверждаются
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и с учѐтом
соответствующих примерных образовательных программ дошкольного
образования.
Образовательные программы дошкольного образования - направлены
на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на
основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации
образовательных программ.
Образовательная среда – совокупность образовательного процесса,
особенностей его организации, а также его программно-методического, учебноматериального, материально-технического, психолого-педагогического, медикосоциального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО,
медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную
программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основные характеристики дошкольного образования – объѐм,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в
трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению,
воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой
активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ
природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская деятельность – исследования
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Полифункциональность материалов – разнообразное использование
различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не обладающих жестко закреплѐнным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями
образования – это связь и согласованность каждого компонента образования
(целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации),
обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребѐнка, его успешное
воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная программа – учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный
календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определѐнной
направленности,
планируемые
результаты
освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности,
включая примерные расчѐтынормативных затрат оказания государственных
услуг по реализации образовательной программы.
Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и
хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими
личной гигиены и режима дня.
Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение
индивидуально- психологических особенностей детей.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся,
их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,
логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других
медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная среда – система условий социализации и
индивидуализации детей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки
к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Специальные условия образования – специальные образовательные
программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия,
дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства
коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных
программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним
территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду
образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение
образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
затруднено.
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая
спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные),
учебно-наглядные
пособия,
компьютеры,
информационнотелекоммуникационные сети, аппаратно- программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной
деятельности.
Трансформируемость
пространства
–
изменения
предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень
образования
–
завершѐнный
цикл
образования,
характеризующий-сяопределѐнной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт –
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.
Физическое развитие - включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(ФОП ДО) - норматив, который определяет единые для Российской Федерации
базовые объѐм и содержание дошкольного образования, а также планируемые
результаты освоения образовательной программы.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой
социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.