1
Содержание
1.Раздел «Комплекс основных характеристик программы»……………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…… 3
1.2. Направленность общеразвивающей программы……………………………………….…3
1.3. Актуальность общеразвивающей программы……………………………………………..3
1.4. Отличительные особенности программы…………………………………………….……4
1.5. Адресат общеразвивающей программы…………………………………………………...4
1.6. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий…………………………5
1.7. Объем и сроки освоения……………………………………………………………….……5
1.8. Особенности организации образовательного процесса…………………………………..5
1.9. Форма организации образовательного процесса…………………………………….……5
1.10. Виды занятий…………………………………………………………………………..…5
1.11. Форма подведения результатов…………………………………………………………5
2. Раздел «Цели и задачи программы» …………………………………………………....6
2.1. Учебный план……………………………………………………………………………….7
2.2. Содержание учебного плана………………………………………………………………..8
2.3. Планируемые результаты…………………………………………………………………16
3. Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»………………………18
3.1. Календарный учебный график……………………………………………………………18
3.2. Условия реализации программы………………………………………………………….19
3.3. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………19
3.4. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………….20
3.5. Методические материалы………………………………………………………………...20
4. Формы аттестации………………………………………………………………………….21
5. Список литературы………………………………………………………………………...25
2
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа мяча» (далее программа) - физкультурно- спортивная. Уровень
усвоения содержания программы - углубленный уровнь.
Составлена на основе учебно-методического пособия «Школа мяча»
Н.И.Николаевой и программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И.Пензулаевой.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей.
Актуальность программы: со слов министра образования и науки Российской
Федерации О.Ю. Васильевой, которая выступила с докладом «О физическом воспитании
в образовательных организациях» на заседании Совета при Президенте Российской
Федерации по развитию физической культуры и спорта, «важнейшую роль в
формировании физической культуры и спорта играет система дополнительного
образования детей. Я хочу подчеркнуть, что сегодня каждый третий из всех
занимающихся в кружках и секциях, посещает спортивные занятия на базе центров
дополнительного образования. Концепция развития дополнительного образования детей
предусматривает дальнейшее развитие этого направления, и очень важно сохранить
возможность заниматься физической культурой и спортом физически одаренных детей,
способных к достижению высоких спортивных результатов».
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
7. Стратегия развития физической культуры и спорта РФ до 2030 года.
8. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р.
9. «Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до
2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. №
3894-р.
10. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22.02.2023 г. №117 "Об
утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" .
3
Отличительные особенности программы. Программа составлена так, что занятия
проходят в разных формах и тематиках. Важное место занимают действия с мячом.
Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера,
координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют
пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не
только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и
кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие
позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и
упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов:
силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом (в
парах, втроём, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх,
которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по
популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с
мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
и стали основой для составления данной программы.
Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии
навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность.
Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых
действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка
доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение
сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений.
Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания
и
совершенствования
двигательных
умений
и
навыков.
Этап
начального
обучения
На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации
движений, развивают умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю
ответную
реакцию
на
летящий
мяч.
Этап
углубленного
разучивания
На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с
мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного
разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники
выполнения.
Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков
Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом в
спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать
завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и
эстетической отдачей.
Новизна программы. Отличительными особенностями программы являются
расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и
организации процесса развития двигательных способностей в процессе игры с мячом и
максимального приближения занятий к игровой деятельности, соответствие их
содержания возможностям и подготовленности детей.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 6-7 лет. Дети этого
возраста способны на высоком уровне развивать навыки владения мячом, а также
обучению спортивным играм с мячом.
На 6-м году жизни всё большее внимание следует уделять на фоне
равностороннего физического совершенствования специальному развитию отдельных
физических качеств и способностей. Главная задача в этот период – заложить прочный
фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие
этого периода от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических
качеств – преимущественно выносливости и быстроты.
4
Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке организма ребёнка,
управлении движениями и их энергетическим обеспечением, а также в подготовке
психики к предстоящему в недалёком будущем значительному повышению умственных и
физических нагрузок в связи с началом обучения в школе.
Общий физический потенциал 6-летнего ребёнка возрастает настолько, что в
программу занятий можно включать упражнения на выносливость; пробежки трусцой по
5 – 7 минут, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде. Общее время
составляет 30 – 35 минут.
К моменту поступления в школу ребёнок должен обладать определённым уровнем
развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой
«школьной зрелости», поскольку они базируются на определённом фундаменте
физиологических резервов функций. Показатели физической подготовленности по сути
являются показателями «физической зрелости» для поступления детей в школу.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30-35 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем и срок освоения программы.
Объем часов по программе составляет 72 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Формы занятий: теоретические, практические.
Форма проведения: занятие-игра, занятие тренировка, занятие соревнование,
контрольно-проверочное занятие.
Число обучающихся: 18 человек
Состав группы постоянный.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения. Допускается сочетание с заочной
формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки
образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать
индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
- традиционная (носит обучающий, смешанный, вариативный характер);
- тренировочная (повторение и закрепление материала);
- игровая (подвижные игры, игры-эстафеты);
- сюжетно-игровая (включает различные задачи из разных образовательных
областей);
- занятия-соревнования (выявление победителей);
- по интересам детей (с различным спортивным оборудованием);
- занятия-зачеты (во время которых дети сдают физкультурные нормативы).
Уровень программы – углубленный.
Подвинутый (углубленный) уровень – предполагает формирование знаний
умений и навыков в спортивных играх с мячом, раскрытие физических способностей
воспитанников в сфере спорта, ориентация детей в спорте. Участие в соревнованиях и
спартакиадах различного уровня.
Виды занятий – беседа; просмотр презентаций и мастер-классов, практические
занятия, посещение спортивных секций г.о.Сухой Лог, участие в конкурсах ДОУ, участие
в муниципальных соревнованиях и спартакиадах.
Формы подведения результатов – зачеты, сдача нормативов, соревнования.
5
Раздел 2. Цели и задачи программы «Школа мяча»
Цель: совершенствование и обогащение двигательных навыков детей 6-7 года
жизни в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.
Задачи:
Оздоровительные:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их
эмоциональное благополучие;
-способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма
(нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития,
физической подготовленности детей;
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр:
баскетбол, пионербол, волейбол, футбол
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила,
выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,
ориентировку в пространстве, глазомер;
-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча,
бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча
ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации;
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение действовать в
коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.
6
2.1. Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Колво
Теория
Практика
1
Диагностика
4
2
2
2
1
1
1
1
1
1
6
История возникновения
мяча
Беседа о спортивной игре
«пионербол» и «волейбол»
Беседа о спортивной игре
«баскетбол»
Беседа о спортивной игре
«футбол»
ОФП
10
10
7
Броски мяча
3
3
7
Отбивание и ведение мяча
5
5
8
Перебрасывание мяча
10
10
9
Упражнение с фитболами
5
5
10
Броски мяча в цель,
метание
Пионербол
10
10
10
10
Подготовка к
муниципальным
соревнованиям
Итого:
10
10
3
4
5
11
12
72
4
5
Форма
организаци
и занятий
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Учебное
занятие
Игровое
Учебное
занятие
Игровое
занятие
Тренирово
чное
занятие
Формы
аттестации
(контроля)
Выполнение
норматива
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Выполнение
нормативов
Выполнение
норматива
Выполнение
норматива
Выполнение
норматива
Контрольное
упражнение
Выполнение
норматива
Выполнение
норматива
Участие в
соревнования
х
67
7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
№
п/п
1
Тема занятия
Диагностика
(сентябрь)
Задачи
1. Выявить уровень
физической
подготовленности детей.
Содержание
Ведение мяча в
движении – 10 раз не
теряя мяча (дети
передвигаются на слегка
согнутых ногах,
наклоняя тело несколько
вперед, рука ведущая
мяч, при этом согнута в
локте, кисть со свободно
расставленными
пальцами накладывается
на мяч сверху и от себя,
равномерно,
согласованно с
передвижением).
Броски мяча в корзину 2мя руками из-за головы
(с расстояния 3м., высота
2 м.)
Подбрасывать и ловить
мяч двумя руками на
месте
Броски мяча об пол и
ловля 2 руками в
движении
Ведение мяча ногой в
движении – 10м. не теряя
мяча
Броски мяча ногой в цель
на меткость (4 из 10)
o
o
o
o
o
o
2
Диагностика
1. Выявить уровень
физической
подготовленности
детей.
Перебрасывание мяча
через сетку.
Перебрасывание мяча
друг другу.
Отбивание мяча на
месте.
Подбрасывание мяча с
хлопками в движении.
Броски мяча в цель на
меткость.
o
o
o
o
o
3
История
возникновения
мяча
1. Углубить представление
детей о спортивных играх
с мячом.
2. Познакомить с историей
Знакомство с историей
возникновения мяча.
o Беседа «Спортивные
игры с мячом».
o
8
4
5
6
(октябрь)
возникновения мяча.
o Д/и «Что это за мяч?»
3. Развивать ориентировку в
П/и «Горячая картошка»,
пространстве.
«Акулы»
Беседа о
спортивной
игре
«Волейбол»
1. Познакомить детей со
спортивной игрой
волейбол, правилами
игры.
2. Закреплять умение мягко
ловить мяч кистями рук.
3. Воспитывать
целеустремленность
Беседа о
спортивной
игре
«Баскетбол»
Беседа о
спортивной
игре «Футбол»
1. Познакомить детей со
спортивной игрой
баскетбол, правилами
игры.
2. Упражнять в
забрасывании мяча в
корзину, мягкой ловле
кистями рук.
3. Развивать глазомер,
ловкость.
1. Познакомить детей со
спортивной игрой
футбол, правилами игры.
2. Закреплять умение мягко
ловить мяч ногой.
3. Воспитывать
целеустремленность.
Беседа о спортивной
игре «Волейбол»
o Броски мяча вверх и
ловля его на месте не
20 раз
o
П/и «Ловишка с мячом»
Беседа о спортивной
игре «Баскетбол»
o Забрасывание мяча в
баскетбольное кольцо
o Броски мяча вверх с
хлопком
o
П/и «Охотники и куропатки»
Беседа о спортивной
игре «Футбол»
o Забрасывание мяча в
ворота.
o Броски мяча друг
другу.
o
П/и «Охотники и куропатки»
7
Броски мяча
1. Учить бросать мяч об пол
o Броски мяча вверх и
и ловить его в движении
ловля его в движении
не менее 10 раз подряд.
(не менее 20 раз)
2. Закрепить навык
o Перебрасывание мяча
перебрасывания мяча от
снизу, от плеча одной
плеча одной рукой.
рукой (3 – 4 м.)
3. Закреплять навык
o Передача мяча друг
передачи друг другу мяча
другу парами, в
с помощью ног.
тройках
4. Развивать глазомер,
координацию движений. П/и «Лови – не лови»
8
Броски мяча
1. Учить бросать мяч и
ловить его двумя руками
одновременно.
2. Развивать ловкость при
ловле мяча с поворотом
кругом.
(ноябрь)
Броски малого мяча об
пол, ловля обеими
руками одновременно.
o Броски мяча вверх с
поворотом кругом
o Присесть на корточки,
o
9
3. Останавливать мяч в
движении.
4. Воспитывать
настойчивость в
достижении результатов.
бросить мяч вверх,
вскочить на ноги,
поймать мяч
o Остановка
движущегося мяча с
помощью ног
П/и «Мяч в воздухе»
9
Отбивание мяча
1. Учить отбивать мяч по
кругу.
2. Закреплять умение
бросать мяч и ловить его
двумя руками
одновременно.
3. Закреплять умение
отбивать движущийся
мяч ногой.
4. Развивать внимание,
координацию движений.
Отбивание мяча по
кругу
o Броски малого мяча об
пол, ловля обеими
руками одновременно
o Перебрасывание мяча
друг другу разными
способами
o Остановка и отбивание
мяча с помощью ног
o
П/и «Кого назвали, тот и ловит»
10 Перебрасывание
мячей
11 Отбивание мяча
1. Учить перебрасывать и
ловить два мяча
одновременно.
2. Упражнять ведению мяча
по кругу.
3. Совершенствовать
прыжки.
4. Совершенствовать
умение передавать друг
другу мяч ногой в
движении.
5. Развивать ловкость.
1. Учить управлять своими
движениями в разных
игровых ситуациях.
2. Упражнять в метании
набивного мяча на
дальность.
3. Развивать чувство ритма.
Перебрасывание двух
мячей в парах
одновременно
o Ведение мяча,
продвигаясь по кругу
o Прыжки на мячах –
хоппах
o Передача мяча ногой в
движении
o
П/и «Охотники и зверь»
Отбивание мяча
поочередно правой,
левой рукой несколько
раз подряд
o Перебрасывание двух
мячей в парах
одновременно
o Метание набивного
мяча на дальность
o
П/и «Гонка мячей по
шеренгам»
12 Балансировка на
фитболе
(декабрь)
1. Учить балансированию
на фитболе, сохраняя
равновесие.
2. Продолжать учить
перебрасывать мяч через
o
Балансировка на
фитболе (сидя, стоя на
коленях, руки в
стороны; лежа на
животе, руки в
10
сетку.
3. Совершенствовать
навыки ведения мяча.
стороны)
Перебрасывание мяча
через сетку
o Ведение мяча в
движении
o
П/и «Меткий стрелок»
13 Забрасывание
мяча
1. Добиваться активного
движения кисти руки при
броске мяча в корзину.
2. Упражнять в быстрой
смене движений.
3. Закреплять умение ловко
принимать, быстро и
точно передавать мяч
партнеру.
4. Закреплять умение
забрасывать мяч в ворота
в движении.
5. Развивать ориентировку в
пространстве.
14 Бросание и
ловля мяча
1. Учить соразмерять силу
броска с расстоянием.
2. Продолжать учить гасить
скорость летящего мяча,
удерживать его кистями
рук.
3. Развивать глазомер.
15 Ведение мяча
1. Учить вести мяч с
поворотом.
2. Закрепить умение делать
хороший замах,
энергичный бросок.
3. Закрепить умение вести
мяч ногой, с помощью
ориентиров.
4. Развивать выносливость.
Забрасывание мяча в
корзину с трех шагов
o Прокатывание
набивного мяча из
разных и.п.
o Перебрасывание мяча
через сетку одной
рукой, ловля двумя
руками
o Броски мяча в ворота в
движении
o
П/и «Горячая картошка»
Бросание и ловля
набивного мяча
o Забрасывание мяча в
корзину с трех шагов
o Перебрасывание мяча в
парах разными
способами
o П/и «Пятнашки на
улиточках»
o
Ведение мяча с
поворотом
o Бросание мяча до
указанного ориентира
o Прыжки на мячах –
хоппах
o Ведение мяча ногой с
помощью ориентиров
o
П/и «Мяч капитану»
16 Ведение мяча
(январь)
1. Учить управлять мячом,
мягко отталкивая кистью.
2. Закреплять умение
работать в парах.
3. Упражнять в
непроизвольном
действии мячом
Ведение мяча,
продвигаясь бегом.
o Перебрасывание мяча
через сетку в парах
o Подбрасывание и
ловля мяча с
поворотом
o
11
4. Развивать внимание.
17 Перебрасывание
мяча
18 Броски мяча
1. Учить ловко принимать и
точно передавать мяч
друг другу во время
ходьбы.
2. Упражнять в быстрой
смене движений.
3. Упражнять в умении
передачи мяча в
движении.
4. Развивать ориентировку в
пространстве.
1. Учить отбивать мяч
ладонями в движении
2. Упражнять ведению мяча
в беге.
3. Упражнять в
перебрасывании мяча
ногой друг другу в
движении.
4. Развивать глазомер,
ловкость, чувство ритма.
П/и «Мяч – ловцу»
Перебрасывание мяча
друг другу во время
ходьбы
o Ведение мяча с
поворотами
o Отбивание мяча по
кругу.
o Передача мяча ногой в
движении
o
П/и «Мельница»
Броски мяча о стену,
ладонью отбить
обратно, затем поймать
o Ведение мяча,
продвигаясь бегом
o Подбрасывание малого
мяча одной рукой и
ловля 2 руками
одновременно
o
П/и «Ловишка с мячом»
19 Забрасывание
мяча
(февраль)
1. Закреплять навык
забрасывания мяча в
корзину.
2. Упражнять в быстрой и
точной передаче мяча в
парах, во время ходьбы.
3. Упражнять в умении
броска в ворота на
меткость.
4. Развивать глазомер,
ловкость.
Забрасывание мяча в
баскетбольное кольцо
(с 3 шагов)
o Перебрасывание мяча
друг другу во время
ходьбы
o Бросание мяча в
вертикальную цель (с
3-4м.)
o Бросок мяча ногой в
ворота на меткость
o
П/и «Попади мячом в цель»
20 Передача мяча
1. Учить определять
направление и скорость
мяча, удерживать
кистями рук.
2. Упражнять в
перебрасывании
набивного мяча в парах.
3. Передача мяча в парах.
4. Развивать координацию
движений.
Передача мяча с
отскоком от пола из
одной руки в другую в
движении
o Перебрасывании мяча
друг другу во время
ходьбы
o Перебрасывание
набивного мяча в парах
o
П/и «Мельница»
21 Балансировка на
1. Закреплять навык
o
Лежа на животе на
12
фитболе
устойчивого равновесия
при балансировке на
фитболе.
2. Продолжать учить гасить
скорость летящего мяча,
удерживать его кистями
рук.
3. Развивать внимание.
фитболе, поворот на
спину
o Балансировка на
фитболе лежа на
животе
o Перебрасывание мяча
через сетку двумя
руками из-за головы
П/и «Охотники и куропатки»
22 Отбивание мяча
1. Закреплять умение
o Отбивание мяча
отбивать мяч ладонями в
толчком двух ладоней
нужном направлении.
в нужном направлении
2. Упражнять в точной
o Перебрасывание мяча
передаче мяча друг другу.
друг другу в парах во
3. Закреплять умение
время бега
останавливать мяч ногой
o Остановка и передача
в движении.
мяча в движении
4. Совершенствовать
П/и «не урони мяч»
технику движений.
23 Ведение мяча
1. Учить мягкими,
плавными движениями
вести мяч в разных
направлениях.
2. Добиваться активного
движения кисти руки при
броске мяча в корзину.
3. Закреплять умение вести
мяч ногой с помощью
ориентиров.
4. Развивать ориентировку в
пространстве.
(март)
24 Ведение мяча
25 Забрасывание
мяча
1. Продолжать учить
мягкими, плавными
движениями вести мяч в
разных направлениях,
останавливаться на
сигнал.
2. Упражнять в слитном
выполнении замаха и
броска мяча в корзину с
разного расстояния.
1. Продолжать учить
занимать правильное и.п.
при забрасывании мяча в
корзину.
2. Закреплять умение гасить
Ведение мяча в разных
направлениях, с
остановкой на сигнал
o Бросание мяча в
корзину двумя руками
из-за головы
o Ведение мяча в
движении
o Прыжки на мячах –
хоппах
o
П/и «Лови – не лови»
Ведение мяча правой,
левой рукой в разных
направлениях, с
остановкой на сигнал
o Бросание мяча в
корзину от плеча с
разного расстояния
o
П/и «Пятнашки на улиточках»
Забрасывание мяча в
корзину с трех шагов
o Отбивание мяча
толчком двух ладоней
в нужном направлении
o
13
скорость летящего мяча,
удерживать его кистями
рук.
3. Закреплять умение
броска мяча ногой в
ворота на меткость.
4. Отрабатывать навык
отбивания мяча на месте.
5. Развивать выносливость.
26 Броски мяча
1. Закреплять умение
правильно ловить мяч,
удерживать кистями рук.
2. Упражнять в точной
передаче мяча друг другу.
3. Развивать глазомер,
ловкость.
Бросок мяча в ворота
на меткость
o Отбивание мяча на
месте
o
П/и «Футбол»
Броски мяча с хлопком
и ловля его в движении
o Перебрасывание 2
мячей одновременно в
парах
o Перебрасывание мяча
друг другу от плеча
одной рукой (3-4м.)
o
П/и «Салки с мячом»
27 Перебрасывание
мяча
(апрель)
28 Перебрасывание
мяча
29 Ловля мяча
1. Развивать точность
o Перебрасывание мяча
движений при переброске
через сетку, отбивание
мяча через сетку.
толчком двух ладоней
2. Отрабатывать навык
o Ведение мяча змейкой,
ведения мяча змейкой.
с остановкой на сигнал
3. Отрабатывать умение
o Передача мяча ногой в
передачи мяча ногой в
движении
движении.
o Прыжки на мячах –
4. Совершенствовать
хоппах
прыжки на мячах –
П/и «Гонка мячей по
хоппах.
шеренгам»
1. Упражнять в
перебрасывании мячей в
парах различными
способами.
2. Закреплять умение
видеть мяч, быстро
реагировать на его полет.
3. Развивать координацию
движений.
1. Упражнять в быстром
реагировании на мяч,
летящего на разной
высоте.
2. Упражнять в слитном
выполнении замаха и
броска при забрасывании
мяча в корзину.
Перебрасывание мяча
стоя и сидя спиной
друг к другу
o Отбивание фитбола
двумя руками в ходьбе
o Перебрасывание мяча
через сетку
o
П/и «Пятнашки на улиточках»
Забрасывание мяча в
корзину от плеча с
разного расстояния
o Ловля мяча, летящего
на разной высоте
o Метание набивного
мяча на дальность
o
14
3. Развивать быстроту,
сообразительность.
30 Ведение мяча
П/и «Мяч в воздухе»
1. Упражнять мягкому,
плавному движению мяча
с дополнительными
заданиями.
2. Развивать силу броска.
3. Упражнять в
перебрасывании мяча во
время движения.
Ведение мяча с
дополнительными
заданиями
o Бросание мяча до
указанного ориентира
o Перебрасывание мяча
друг другу в парах во
время бего, ходьбы
o
П/и «Меткий стрелок»
31 Диагностика
(май)
1. Выявить уровень
физической
подготовленности детей.
o
o
o
o
o
o
32 Диагностика
1. Выявить уровень
физической
подготовленности
детей.
Ведение мяча в
движении – 10м. не теряя
мяча (дети
передвигаются на слегка
согнутых ногах,
наклоняя тело несколько
вперед, рука ведущая
мяч, при этом согнута в
локте, кисть со свободно
расставленными
пальцами накладывается
на мяч сверху и от себя,
равномерно,
согласованно с
передвижением)
Броски мяча в корзину 2мя руками из – за головы
(с расстояния 3м., высота
– 2м.)
Подбрасывать и ловить
мяч двумя руками на
месте
Броски мяча об пол и
ловля двумя руками в
движении
Ведение мяча ногой в
движении – 10м. не теряя
мяча
Броски на меткость мяча
в ворота (4 из 10)
Перебрасывание мяча
через сетку
o Перебрасывание мяча
друг другу
o Отбивание мяча на месте
o Подбрасывание мяча с
хлопками в движении
o
15
33 Итоговое
См. приложение
o
Броски мяча в ворота на
меткость
o
Развлечение
«Разноцветный быстрый
мяч»
2.3. Планируемые результаты
- Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание).
- Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4
м), из положения сидя ноги скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о
пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с
хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на
месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.
- Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием
в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и
вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.
-Ребёнок
освоил
элементы
спортивных
игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча)
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу,
у
пола
и
т.п.)
и
с
разных
сторон
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по
сигналу
Волейбол
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху
-выполняет
простейшие
правила
игры.
Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы,
забивать
мяч
в
ворота
Пионербол
-умеет
производить
подачу
из-за
лицевой
линии
-умеет
выполнять
бросок
через
сетку
из
разных
частей
площадки
-способен
выполнять
игровые
действия
в
команде
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи
Требования к уровню подготовки воспитанников в результате освоения
программы «Школа мяча».
Дети должны уметь:
действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
играть с мячом, не мешая другим;
согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила
в командных видах
(эстафета или поточный метод);
• бросать и ловить мяч:
16
двумя руками снизу вверх;
двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
передача в парах двумя руками снизу;
передача в парах двумя руками из-за головы;
передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
передача в парах двумя руками от груди;
передача мяча через сетку;
- передача мяча друг другу с помощью йог;
- выбрасывание мяча ногой вперед.
• метать мяч:
- с расстояния 2 — 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками
снизу;
в вертикальную цель с 3-4 м;
в баскетбольный щит с места;
в баскетбольный щит с ведением;
метать набивной мяч;
с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)
• - отбивать мяч:
на месте правой, левой рукой;
на месте правой с передачей из правой руки в левую;
правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
ловить мяч ногой.
вести мяч:
с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
приставным шагом;
с поворотом, бегом;
правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
ногой в движении;
с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями.
• бросать мяч в кольцо:
двумя руками из-за головы;
двумя руками от груди;
- забрасывание с трех шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
- одной рукой от плеча;
• бросать мяч в ворота:
с ударом по неподвижному мячу;
с ударом по движущемуся мячу.
• вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
передача мяча парах с помощью ног;
соблюдать правила в командной игре.
17
Раздел 3 «Комплекс организационно- педагогических условий»
3.1. Календарный учебный график
23-27
30-04
07-11
14-18
21-25
28-01
6-10
13-17
21-27
28-04
07-11
14-18
21-25-
11-15
18-22
25-29
1-05
8-12
15-19
22-26
1-04
7-11
14-18-
21-25
28-1
4-08
11-15
18-22
25-29
9-13
16-20
23-31
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1
2 3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
Всего часов
Всего недель
16-20
май
апрель
09-13
март
февраль
02-06
январь
декабрь
Учебный год
37
2
72
17
20
1 сентября 2024года
31 мая 2025 года
01
ноябрь
октябрь
сентябрь
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
72
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2 1
2
1
2
1
1
2
2
практика
1
1
Промежуточная
теория
итоговая аттестация
1 год обучения
контроль
Неделя обучения
Год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
18
План совместной деятельности
Возраст
6-7 лет
подготовительная
группа
6-7 лет
подготовительная
группа
Кол-во
занятий в
неделю
1
1
Кол-во День недели Длительность
занятий в
условного часа
год
36
понедельник 30-45 минут
36
среда
30-45 минут
Время
проведения
15.15-16.00
15.15-16.00
3.2. Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
− физкультурный зал МАДОУ №44, спортивная площадка МАДОУ №44,
соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам;
Спортивный инвентарь:
1. Мячи:
- резиновые (малые, средние, большие) (по 18 шт. каждых)
- малые пластмассовые (18 шт.)
- надувные (18 шт.)
- массажные резиновые (18 шт.)
- баскетбольные (5 шт.)
- волейбольные (2 шт.)
- футбольные (5 шт.)
- теннисные мячи (18 шт.)
- набивные мячи (18 шт.)
- фитболы (10 шт.)
-мячики для пинг-понга (18 штук)
2. Бадминтон (6 ракеток, 6 воланов)
3. Баскетбольные корзины (2 шт.)
4. Напольные корзины (4 шт.)
5. Шнур для натягивания (2шт.)
6. Волейбольная сетка (1 шт.)
7. Футбольные ворота (2 шт.)
8. Обручи (40 шт.)
9. Кубики (20 шт.)
10. Кегли (20 шт.)
11. Гимнастические скамейки (2 шт.)
12. Мишени (2 шт.)
13. Коврики (18 шт.)
14.Клюшки (18 шт.)
15. Шайбы (4 шт.)
16. Гимнастический мат (2шт.)
Технические средства обучения:
-калонка
-USB – флешка (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации,
презентации, фото и видеоролики, мультфильмы, картинки видов спорта и др.)
19
-экран
-проектор
-ноутбук
Кадровое обеспечение
Чувакова Наталья Сергеевна. Должность - педагог дополнительного образования. Высшая
квалификационная категория. Стаж работы – 10 лет.
Методические материалы
Специальная литература, методические разработки, наглядные пособия (иллюстрации,
презентации, фото и видеоматериалы и т.п.), разработки конспектов и сборников
подвижных игр с мячом.
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части;
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
• практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
Формы организации образовательной деятельности
• групповая форма организации;
• подгрупповая форма организации;
• индивидуальная форма.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, мастер-классы, экскурсии
в спортивные секции, практические занятия, соревнования, конкурсы, физкультурные
досуги и праздники, открытые занятия.
Структура проведения занятий
1 часть – вводная
1.1. организационный момент (повторение правил поведения, приветствие, определение
темы занятий);
1.2. разминка (ходьба, бег, прыжки)
2 часть – основная
2.1. общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика
2.2. дыхательная гимнастика
2.3. основные виды движений (тренировка и обогащение двигательных навыков)
2.4. Подвижные, спортивные игры
3 часть – заключительная
3.1. игровые упражнения
3.2. упражнения на релаксацию, пальчиковая гимнастика, игровой массаж
3.3.подведение итогов
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая,
В.Д.Шадриков). Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным
для каждого обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка,
его
потенциальных
возможностей
(способностей);
содействие
средствами
индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение
неуспеваемости; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону
ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной мотивации и развитие
познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности,
трудолюбия, творчества.
Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность,
познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при индивидуализации
работы.
Учебно-познавательная
деятельность
обучаемых
над
выполнением
специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого ребенка
20
сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с другими формами
учебной деятельности. Взаимоконтроль обучаемых.
Результат использования: сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его
потенциальные возможности. Содействует средствами индивидуализации выполнению
программ каждым обучаемым, предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные
умения и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает
учебную мотивацию и развивает познавательные интересы детей. Способствует развитию
самооценки, познавательной самостоятельности, организованности, проявлению
инициативы, находчивости, гибкости мысли, настойчивости в достижении цели.
Позволяет обучающемуся работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно
контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов
обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как
обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но
контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог
имеет непосредственный контакт с обучаемым.
Групповые технологии. Создание положительной мотивации учения; развитие
внимания; интеллектуальное развитие обучаемых; развитие личностных качеств
обучаемых; развитие коммуникативных способностей. Выполнение заданий в группах (26 человек) на занятиях в объединении «Кукольный теремок».
Результат использования: Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие:
развивается критическое мышление, внимание становится более устойчивым. Качество
усвоения материала: возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления
материала, растет число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение.
Влияет на развитие личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие
навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое
поведение с учетом мнения другого человека, самостоятельность, организаторские
способности), усиливается вера в свои силы. Влияет на коммуникативные особенности:
развивается коллектив (развивается толерантность, уважение к другим, желание помочь).
Влияет на эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса
обучения, снижается тревожность, есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет
на поведение: повышается уважение к труду педагога.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.
Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику
деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие
жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей
и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая
личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный
выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных
познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного
развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность
общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия 16
для правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов его освоения.
Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время. Задача
педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности
каждого, активизировать его творческую и познавательную деятельность. В данной
технологии обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской
личности,
поэтому,
методическую
основу составляют
дифференциация
и
индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе
проблема сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит
активной физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой
21
учебной деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране
здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие
технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума,
нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на
воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основной принцип здоровьесбережения
сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!». Это означает, что все используемые
средства и методы должны быть обоснованы, проверены на практике и не наносили вред
здоровью.
22
4. Формы аттестации
Формы оценочных средств:
Журнал посещаемости;
Сдача нормативов и зачетов;
Итоговые занятия;
Муниципальные соревнования и спартакиады;
Аналитический материал об уровне усвоения программы;
Фотоотчет;
Отзывы родителей (законных представителей) обучающихся;
Статьи на сайте образовательного учреждения и в социальных сетях.
занятий;
Формы итоговой аттестации
Аналитический отчет по итогам проведения итоговой аттестации;
Участие в муниципальных соревнованиях и спартакиадах;
Демонстрация промежуточных и итоговых результатов в форме открытых
Участие в конкурсах ДОУ «Грани таланта», «Зарничка», «Олимпиады».
Итоговая аттестация обучающихся
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные
изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Табл.1
Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.
Табл. 2
Высокий уровень – от 24 до 30 баллов.
Средний уровень – от 14 до 23 баллов.
Низкий уровень – от 0 до 13 баллов.
Диагностика по определению уровня усвоения программы
23
24
Список литературы:
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
16. Устав МАДОУ №44
25
Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1.Бабаева, Т. И., Логинова, В. И., Ноткина, Н. А. и др. Детство: Программа
развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 224 с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 192с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер,
2008. – 54с
4. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической
культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
5. Венгер А.Л., Эльконин, Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
6. Дуброва А. Н. Правовое регулирование общего и дополнительного образования
в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1280-1283.
7. Интернет ресурсы: www.dochkolenok.ru, www.vospitatel.ru
8. Концепция развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
9. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития
детей перед поступлением в школу. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 98с.
10. Лескова Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников //
Дошкольное воспитание. – М.: 1989. - №10.
11. Николаева Н.И. Школа мяча. – Спб.: Детство-Пресс, 2012. – 96с.
12. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы в
подготовительной к школе группе. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 112с.
13. Пирсон Алан, Хокинс Дэвид. Школа мгновенной реакции, ловких движений,
быстрых ног и сильных рук. 4 – 11 лет. – АСТ, 2011. – 320с.
14. СанПин 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций от 15.05.2013г.
15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. – 368с.
16. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:
Мозаика-синтез, 2015. – 146 с.
17. Толстикова, О.В., Савельева, О.В., Иванова, Т.В. Современные педагогические
технологии образования детей дошкольного возраста. – Екб.: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,
2014. – 200 с.
18. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в
образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного
опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400 с.
19. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. –
Спб.: Детство-Пресс, 2010. – 112с.
26