1 СОДЕРЖАНИЕ: 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАМЫ 4 1.1. Пояснительная записка. 4 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы. 4 Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы 5 Отличительные особенности программы. 6 Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы. 7 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. 8 Объем и срок освоения программы. 8 Особенности организации образовательного процесса. 8 Форма организации образовательного процесса. 8 Виды занятий. 9 Форма проведения результатов. 9 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 10 2.1. Учебный (тематический) план. 11 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 13 2.3. Планируемые результаты. 26 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 27 2 3.1. Календарный учебный график. 27 3.2. Условия реализации программы. 27 Материально-техническое обеспечение. 27 Кадровое обеспечение. 28 Методические материалы. 28 3.3 Форма аттестации. 29 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31 ПРИЛОЖЕНИ 3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. 1.1. Пояснительная записка Я леплю из пластилина, Пластилин нежней, чем глина, Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак…» Н.Матвеева Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы «Страна Лепляндия» - художественная с использованием нетрадиционных техник лепки. Лепка — вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов, развлечения). Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей. 4 Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе. Программа разработана в соответствии с международными правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), (далее – Закон № 273-ФЗ); Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от оз.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16); Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.08.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018г. №196»; 5 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; приказ Начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности и новизна программы выражается в том, что лепка, как вид художественной деятельности занимает важное место в духовном освоении современной действительности. ДООП «Страна Лепляндия» по разделу «изобразительная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС ДО на основе авторских программ Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет»; З.Д. Коваленко «Аппликация семенами». Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: 1. Изложение учебного материала. Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений для детей. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе природные и бросовые материалы (шишки, сучки, ветки, мох), пластилин, тесто. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий. 2. Коллективная практическая работа детей. 6 В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; - договариваться о совместной работе, ее содержанию; - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. 3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека Педагогическая целесообразность данной программы заключается в личностно- ориентированном подходе в обучении. Адресат программы «Страна Лепляндия». Данная программа предназначена для детей 4-5 лет. Согласно общепринятой возрастной периодизации, дети в возрасте 4-5 лет являются детьми среднего дошкольного возраста. Их называют «любознательными почемучками». К 4 годам у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка. Дети в этом возрасте становятся очень любознательными, задают много вопросов, с интересом относятся к окружающему миру. Им нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки. Именно поэтому лепка и аппликация помогают ребенку воплотить свои идеи в жизнь, с помощью своего воображения и подручных материалов (пластилина, глины, бумаги) создавать воображаемые и видимые образы. Эти занятия к тому же развивают мелкую моторику руки. Кисть и мускулатура пальчиков начнет работать и развиваться, что в дальнейшем поможет ребѐнку научиться правильно писать, держать карандаш, проводить чѐткие и прямые линии, то есть играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. 7 Внимание у детей 4-5 лет, при занятии интересной деятельностью, задерживается, как правило, на 15-20 минут. Поэтому целесообразным является то, чтобы занятия лепкой и аппликацией не превышали этого времени. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка). Каждый вид деятельности даѐт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Продолжительность одного занятия с детьми 4-5 лет составляет – 15-20 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся в игровой форме два раза в неделю во второй половине дня в рамках работы кружка. Объѐм и срок освоения программы . Образовательный процесс по реализации данной программы рассчитан на 38 недель. Объем программы - 72 часа.. Программа рассчитана на 1 год обучения.Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всѐ более разнообразных приѐмов, техник, средств и материалов для работы). Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию. Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса. При проведении занятий используются следующие формы работы:: - групповая (обучающиеся выполняют задание в группе) - фронтальная (обучающиеся работают синхронно под управлением педагога); 8 - самостоятельная; - работа в парах (более сильные обучающиеся помогают слабым). Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) с демонстрацией визуального ряда; а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и пальчиковыми играми. Виды занятий: беседа, просмотр презентаций, практические занятия, подготовка к конкурсам. Формы подведения результатов – организация выставки, участие в конкурсах. 9 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Развить творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционной лепки Задачи программы: Образовательные: Познакомить со способами деятельности – лепка из пластилина, соленого теста; овладеть основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов; формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире; способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина; содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству. Развивающие: Развивать мелкие и точные движений пальцев рук; развить способности к личному самоопределению и самореализации; развивать память, внимание, воображение, фантазию; активизировать творческого мышления; развивать пространственное воображение, глазомер. развивать чувства цвета, пропорции, ритма; овладеть элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности. Воспитательные: Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; понимать необходимость качественного выполнения образа; конструктивно взаимодействовать с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; воспитывать аккуратность, старательность 10 воспитывать коммуникативные способности детей; воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие. К окончанию периода реализации программы дети могут: Использовать все многообразие усвоенных приемов (конструктивный – лепка предмета из отдельных частей; пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска; комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки); создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; дополнять работу (природным и бросовым) материалом. 2.1. Учебный (тематический) план. Программа «Страна Лепляндия» это система занятий по лепке с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам. Концепция задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и этого содержания, которое представлено по данной возрастной группе. № п/п Тема разделов занятий СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие. 2.Осень-художница. 3.Овощи и фрукты. 4. Домашние животные. 5. Деревья осенью. Количество занятий 1 3 3 3 2 11 ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ 1.В лесу. 2. Мой любимый папочка. 3.Подводный мир 4.Городские птицы. 1.Поздняя осень. 2.Части тела и лица. 3.Живая природа. 4.Моя мама, самая, самая. 5.Лесные животные. 1.Здравствуй, Зимушка-зима. 2.Зимующие птицы. 3.Скоро, скоро новый год! 4.Новогодний праздник. 1.Каникулы. 2.Калядки. 3.Неделя игры в игрушки. 4.Зимние забавы. 1.Мир технических чудес. 2.Мой дом. 3. Дикие животные. 4.Защитники отечества. 5.Масленница. 1. Женский праздник. 2. Весна пришла! 3.Театральная неделя. 1.Неделя детской книги. 2.Космос. 2 1 2 2 2 1 1 2 2 3 2 3 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 2 1 1 4 12 МАЙ 3.Мир профессий. 4.Пасха. 1.Деревья весной. 2.Цветы. 3.Насекомые. 4.Здравствуй лето! 3 2 1 3 2 3 Всего за год обучения: 72 часа. 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. Месяц Тема недели СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие. 2.Осеньхудожница. Тема занятия Техника Материалы к занятию Знакомство с лепкой. Беседа. Осенний листочек. Пластилинография. Доски для лепки, ½ картона с силуэтом листика, пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стек. Цветные зонтики. Лепка из пластилина с Формы аттестации/контроля Презентация на насителях. Доски для лепки, пластилин, стек, 13 3. Овощи и фрукты. 4. Домашние животные. использованием бросового материала. пластиковые трубочки, пайетки. Веточка рябины. Пластилинография, с элементами барельефа с использованием бросового материала. Доски для лепки, пластилин, стек, пластиковые крышечки, ½ листа картона желтого цвета для фона. Ярмарка овощей. Лепка из соленого теста. Доски для лепки, цветное соленое тесто, подложка в виде плетеных тарелочек. Компот из яблок и груш. 2 часа Пластилинография. Доски для лепки, ½ картона с контурами фруктов в банке, пластилин. Забавный поросенок Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доски для лепки, пластилин (розовый), пайетки, капсулы (киндер-сюрприз). 14 Котенок. 2 часа ОКТЯБРЬ Налеп из пластилина. Картон с изображением силуэта котенка, пластилин, доски для лепки. 5. Деревья осенью. Золотая осень. Налеп из Коллективная пластилина с работа. -2 часа элементами барельефа. Доски для лепки, пластилин (коричневый, красный, оранжевый, желтый), стек, картон синего цвета А4 для фона 1. В лесу Корзинка с брусникой. Лепка с использование природного материала. Доски для лепки, пластилин, стек, скорлупа грецкого ореха. Грибы. Лепка с использование природного материала. Доски для лепки, пластилин, стек, желуди. Кораблик для папы. Лепка из пластилина в технике барельеф Доски для лепки, пластилин, ½ картона. 2. Мой любимый папочка. 15 из пластилиновых колбасок. 3.Подводный мир. 4. Городские птицы. НОЯБРЬ 1. Поздняя осень. Золотая рыбка Пластилинография с использованием бросового материала. Доски для лепки, пластилин, пайетки, заготовка аквариума. Медуза. Лепка с использованием цветной соли. Доска для лепки, ½ листа голубого картона, пластилин, цветная соль. Воробушки на лужице. Лепка из пластилина с использованием природного материала. Доски для лепки пластилин, скорлупа грецкого ореха. Ворона. Аппликация семенами. Доска для лепки, пластилин (черный), силуэт вороны на ветке, семена (подсолнуха). ¼ листа картона, пластилин (желтый, черный, фиолетовый). Солнце в тучах. Налеп из пластилина. Выставка детских работ. 16 Осенняя березка. Аппликация из пластиковых крышечек. ½ голубого картона со стволом березы, крышки жѐлтого, оранжевого цветов, пластилин черного цвета. 2. Части тела и лица. Лицо клоуна. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доска для лепки, пластилин, капсулы (киндер-сюрприз), пластиковые крышки. 3. Живая природа. Черепашка. Лепка из пластилина с использованием природного материала – грецкий орех. Доска для лепки, скорлупа грецкого ореха, пластилин ( зеленого, белого цветов), стека. 4.Моя мама, самая, самая. Кулон для мамы. Лепка из цветного соленого теста. Доска для лепки, цветное соленое тесто, формы для лепки. Подарок маме – Ландыш. Аппликация из пластиковых Доска для лепки, ½ картона зеленого, 17 5.Лесные животные. ДЕКАБРЬ ложечек. оранжевого цветов, пластиковые ложки, пластилин зеленого цвета. Кролик у елочки. Лепка из пластилиновых жгутиков. Доска для лепки, ¼ листа картона, пластилин. Медвежонок. Лепка из пластилина круглых объемов. Пластилинография с использованием ватных палочек. Доска для лепки, пластилин (коричневый, желтый, белый, черный). Доска ля лепки, пластилин, ватные палочки. 1.Здравствуй, Снежинка. Зимушказима. 2.Зимующие птицы. Зимний еловый Пластилинография лес (2 часа). на CD диске. Доска для лепки, пластилин (голубой, белый, зеленый), CD диск, стека. Снегирь. Доска для лепки, пластилин (черный, красный), силуэт снегиря на ветке, семена (фасоли, подсолнуха). Аппликация семенами. 18 Синичка. 3 .Скоро, скоро новый год! ЯНВАРЬ Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Елочка зеленая. Лепка из пластилина технике барельеф. Доска для лепки, пластилин, стека. Портрет Деда Мороза (2 часа) Доска для лепки, ½ листа картона, пластилин, стека. Пластилинография 4.Новогодний Праздничная Лепка праздник! елочка. из пластилина в Коллективная технике барельеф с работа. 2 часа. использованием бросового материала. 1.Каникулы. 2.Калядки. Доска для лепки, пластилин, капсулы (киндер-сюрприз). Снеговик. Аппликация семенами. Доски для лепки, пластилин, стек, пайетки. картон синего цвета А4 для фона ¼ картона (синийфиолетовый), пластилин (белый), крупа (риса). 19 ФЕВРАЛЬ 3.Неделя игры в игрушки Неваляшка. Лепка из круглых форм. Доска для лепки, пластилин (красного, белого цветов), пайетки, стек. 4.Зимние забавы. Лыжник Еловые шишки, доска для пластилина, пластилин, ватные палочки. 1.Мир технических чудес. Подводная лодка. Лепка из пластилина с использованием природного материала. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Вертолет. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доски для лепки, пластилин, пластиковые трубочки, ватные палочки, капсулы (киндер-сюрприз). Домики для трех поросят. Лепка из пластилиновых жгутиков. Доска для лепки, пластилин, ½ картона. 2.Мой дом. Доска для лепки, пластилин, пайетки, пластиковые трубочки. Выставка детских работ. 20 3. Дикие животные. 4.Защитники отечества. Кофейный ежик. Лепка из пластилина с использованием природного материала кофейные зерна. Доски для лепки, пластилин, кофейные зерна. Жираф. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доски для лепки, пластилин (желтый), пайетки, капсулы (киндер-сюрприз). Российский флаг. Пластилинография. Силуэт флага, доска для лепки, пластилин (белый, синий, красный). Самолет. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доска для лепки, пластилин (зеленый, синий), пайетки, счетные палочки. Лепка из пластилина с Картонные тарелочки, доска для лепки, 5. Масленица. Блины на масленицу 21 МАРТ 1. Женский праздник. использованием бросового материала. Лепка из соленого теста. пластилин, цветные бусины. Веточка мимозы. Аппликация семенами. Доска для лепки, пластилин, ¼ листа картона с изображением веточки мимозы, семена (чечевицы-гороха). Птенцы в гнезде. Аппликация семенами. Доска для лепки, заготовка с изображением весенней веточки, пластилин, пшено, семена (подсолнуха). Аппликация семенами. Доска для лепки, ½ листа картона с изображением чебурашки, пластилин, кофейные зерна, пшено.. Цветы для мамы. . 2. Весна пришла! 3.Театральная Чебурашка. неделя. (2 часа) Доска для лепки, соленое тесто цветное, заготовка с изображением веточки 22 АПРЕЛЬ 1.Неделя детской книги. Заюшкина избушка Аппликация семенами. Доска для лепки, ½ листа картона, пластилин, (фасоль, горох). 2.Космос. Звездное небо. Растягивание пластилина. Доска для лепки, пластилин, ½ картона. Ракета. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доска для лепки, пластилин, капсула (киндер-сюрприз). Загадочные планеты. Коллективная работа. 2 часа Аппликация семенами и крупами. Доска для лепки, пластилин, 4 картона черного цвета для фона, семена, крупы. Поваркондитер. Лепка из соленого теста Доска для лепки, соленое цветное тесто, заготовка с изображением пирожного. Прирожное Пластилинография. Доска для лепки, 3.Мир профессий. 23 (2 часа). 4.Пасха МАЙ заготовка с изображением пирожного, пластилин. Весенняя веточка вербы. Лепка из пластилина в технике барельеф. Доска для лепки, заготовка с изображением вазы, пластилин, цветы вербы. Пасхальное яйцо. Пластилинография с элементами барельефа. Налеп из пластилина Доска для лепки, пластилин, заготовка яйца (из картона). Доска для лепки, !/2 листа с изображением дерева без листвы, пластилин (зеленый). 1.Деревья весной. Весеннее дерево с листочками. 2.Цветы. Одуванчики в цвету Лепка с использование ватных палочек. Доска для лепки, пластилин, ватные палочки. Цветик – семицветик (2 часа). Пластилинография по контуру рисунка. Доска для лепки, пластилин, контур цветка. Лепка из Доска для лепки, Итоговая выставка детских работ. 24 3.Насекомые. 4.Здравствуй лето! Стрекоза. пластилина с использованием бросового материала. пластилин, капсулы (киндер-сюрприза, 2шт. на каждого р.), заготовленные крылышки, лист кувшинки. Божья коровка. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доска для лепки, пластилин, пластиковые ложки, окрашенные в красный цвет -2шт. на каждого ребенка,листок, вырезанный из картона зеленого цвета. Гусеница. Лепка из соленого теста. Доска для лепки, цветное соленое тесто. Паучок на паутине. Лепка из пластилина с использованием бросового материала. Доска для лепки, пластилин, пластиковая крышка, заготовки с изображением паутины. Улитка. Пластилиновые жгутики. Доска для лепки, пластилин. 25 В течение всего учебного года проводятся выставки детских работ, мастер-классы среди педагогов и родителей, консультации для родителей и педагогов. 2.3. Планируемые результаты. Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и личностных результатов: Предметные результаты: - формирование знаний у обучающихся о нетрадиционных техниках лепки; - знания, умения, навыки необходимые в процессе освоения нетрадиционных техник в лепке; - практические навыки (выполнение творческих работ с использованием нетрадиционных техник). Метапредметные результаты: - проявление творческой активности обучающегося; - повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, мелкой моторики в процессе лепки; Личностные результаты: - повышение уровня сформированности коммуникативных навыков через обращение в коллективе, художественноэстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к творчеству; - соблюдение техники безопасности при выполнении работ с различными художественными материалами; - сформированные навыки здорового и безопасного образа жизни. 26 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Начало занятий Количество часов Количество учебных недель Количество часов в неделю Недель в первое полугодие Недель во второе полугодие Выходные дни Окончание учебного года 1 сентября 72 часа 38 недель 2 часа 18 недель 20 недель 31 декабря – 8 января 31 мая 3.2.Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Художественные материалы: 1. Пластилин 2. Соленое тесто 3. Картон 4. Стеки 5. Доска для лепки 6. Природный и бросовый материалы. 27 Наглядные пособия: 1. Видео презентации 2. Наборы наглядно – демонстрационного материала 3. Видеоролики с физминутками Техническое оборудование: 1. Музыкальное сопровождение на носителях 2. Музыкальные колонки 3. Ноутбук 4. Повод HDMI 5. Телевизор. Кадровое обеспечение. Должность – педагог дополнительного образования. Методические материалы: Специальная литература, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фото и видеоматериалы), разработки конспектов, образцы творческих работ, которые будут использоваться на занятиях. Основные приемы обучения воспитанников лепки из пластилина: Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. 28 Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу лепки; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. 3.3. Формы аттестации/контроля. Формы оценочных средств: - журнал посещаемости; - аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях; - фотоотчет; - для улучшения качества работы кружка прикладываются отзывы родителей (законных представителей) обучающихся об открытых занятиях и выступлениях и тд. Формы итоговой аттестации: - аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; - демонстрация результатов освоения программы в форме отчетных выставок. 29 В качестве контроля работы проводится педагогическая диагностика для улучшения качества проводимых занятий по программе «Страна Лепляндия». В процессе работы наблюдения педагог определяет те виды деятельности, которые вызвали затруднения или оставили детей равнодушными, в связи с тем акцент ставится не только на ошибках исполнения, сколько на поиске приемов, облегчающих детям освоения материала. Данные заносятся в таблицы. Диагностика проводится по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Цель диагностики: - определение уровня освоения программы. Метод диагностики: - наблюдение Условные знаки освоения программы: «+» ребенок справляется с программой «?» ребенок испытывает определенные затруднения «-» не справляется. 30 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 31 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 32 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, используемая при составлении программы: 1. Коваленко, З. Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет./ З. Д. Коваленко.– М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.: цв. вкл. 2. . Колдина, Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий./ Д. Н. Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.: цв. вкл. Интернет ресурсы: 1. http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/385-fizminutka-buratino 2. https://nsportal.ru 3. http://www.maam.ru Литература для обучающихся (родителей): 1. Мамаева, О. А. Мастерим с детьми 5-6 лет./ О. А. Мамаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.: цв. вкл. 2. Орехова, Л. А., Козырева, Н.В. Пластилиновые чудеса. Фрукты. Пособие для детей 4-7 лет/ Л. А Орехова, Н. В. Козырева. – М.: «Просвещение», 2015. 3. Лепим из пластилина. Для детей дошкольного возраста. (ЗАЙЧИК) – М.: Издательство «Фламинго», 2016. 4. Лепим из пластилина. Для детей дошкольного возраста. (МИШКА) – М.: Издательство «Фламинго», 2016. 33 5. Лепим из пластилина. Для детей дошкольного возраста. (ПЕТУШОК) – М.: Издательство «Фламинго», 2016. 6. Лепим из пластилина. Для детей дошкольного возраста. (СОБАЧКА) – М.: Издательство «Фламинго», 2016. 7. Лесовская, С. А. Герои сказок из пластилина/ Светлана Лесовская.- М.: Эксмо, 2013 – 64 с.: ил. 34 Приложения 35 Таблица Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Художественно -эстетическое направлении. Лепкае» нг кг нг кг нг кг нг Итог: Умение объединять образы в сюжетную композицию Умение создавать образы разных предметов и игрушек Лепка Знание приемов использования стеки Ф.И.ребенка Умение применять ранее усвоенные приемы лепки № кг нг кг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий уровень «+» Средний уровень «?» Низкий уровень «-» 36