1 СОДЕРЖАНИЕ: 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 4 1.1. Пояснительная записка. 4 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы. 4 Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы. 5 Отличительные особенности программы. 6 Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы. 7 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. 7 Объем и срок освоения программы. 7 Особенности организации образовательного процесса. 8 Форма организации образовательного процесса. 8 Виды занятий. 8 Форма проведения результатов. 8 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 9 2.1. Учебный (тематический) план. 10 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 11 2.3. Планируемые результаты. 25 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 26 2 3.1. Календарный учебный график. 26 3.2. Условия реализации программы. 26 Материально-техническое обеспечение. 26 Кадровое обеспечение. 27 Методические материалы. 27 3.3 Форма аттестации. 29 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 31 ПРИЛОЖЕНИЯ 3 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 1. 1. Пояснительная записка. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный калейдоскоп» - художественная с использованием нетрадиционных техник рисования. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребѐнок формирует и развивает у себя определѐнные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Разноцветный калейдоскоп». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. 4 В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, коммуникации, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), (далее – Закон № 273-ФЗ); 2. Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 3. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от оз.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16); 8. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; 9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.08.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018г. №196»; 11.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 12.приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13.приказ Начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 6 Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). ДООП по разделу «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС ДО на основе авторских программ: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Адресат программы «Разноцветный калейдоскоп». Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 2-3 года. Дети этого возраста способны запоминать и различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Постепенно у ребѐнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность одного занятия с детьми 2-3 лет составляет – 10 мин. Общее количество часов в неделю– 2 часа Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю во второй половине дня в рамках работы кружка. Объѐм и срок освоения программы. Образовательный процесс по реализации данной программы рассчитан на 39 недель. Объем часов по программе - 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. 7 Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию. Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса. При проведении занятий используются следующие формы работы:: - групповая (обучающиеся выполняют задание в группе) - фронтальная (обучающиеся работают синхронно под управлением педагога); - самостоятельная; - работа в парах (более сильные обучающиеся помогают слабым). Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) с демонстрацией визуального ряда; а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и пальчиковыми играми. Виды занятий: беседа, просмотр презентаций, практические занятия, подготовка к конкурсам. Формы подведения результатов – организация выставки, участие в конкурсах. 8 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Цель программы: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования. - Научить детей самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони, печатки и др. Развивающие: - Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма. - Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: - Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков. В результате реализации этой программы дети должны уметь: - самостоятельно применять различные виды нетрадиционных техник рисования для получения выразительного образа; - свободно воплощать свои замыслы; - проявлять интерес к художественной деятельности, появится желание к самовыражению. Что, несомненно, будет способствовать развитию творческих способностей детей. 9 2.1. Учебный (тематический) план. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам. Концепция задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и этого содержания, которое представлено по данной возрастной группе. № п/п СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ Тема раздела занятий 1.Вводное занятие. 2.Осень-художница. 3.Овощи и фрукты 5.Домашние животные. 5. Деревья. 1.В лесу 2. Мой любимый папочка. 3.4.Подводный мир. 1.Поздняя осень. 2.Из чего сделаны предметы. 3.Живая природа. 4.Моя мама, самая, самая. 5. Неделя творчества. 1.Здравствуй, Зимушка-зима. 2. Зимующие птицы. 3.Скоро, скоро, новый год. 4. Новогодний праздник. 1.Каникулы. 2.Калядки. 3.Неделя игры в игрушки. 4.Зимние забавы. Количество занятий 1 2 4 2 1 2 2 4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 10 ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ 1.Мир технических чудес. 2. Птицы домашние и тропические. 3. Дикие животные. 4.Защитники отечества. 5. .Масленица. 1.Весна пришла! 2.Женский праздник. 3.Театральная неделя. 1.Неделя детской книги. 2.Космос. 3.4.Мир профессий. 1.Неделя труда. 2.Неделя дружбы. 3.4.Здравствуй, Лето. 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 1 1 4 Всего за год обучения: 72 занятия. 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. Месяц Тема недели СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие. 2.Осень- Тема занятия Техника Просматривание видеоролика «Цвета и краски». Беседа. - Разноцветные Оттиск Материалы к занятию Формы аттестации/контроля Видео на носителях. ½ листа с нарисованным 11 художница 3.Овощи и фрукты . листочки. Ветка рябины. Заплатки пальчиками. Пальчиковая красная краска, ½ листа ,с нарисованной веткой рябины Морковка для кролика. Заплатки пальчиками. Гуашь оранжевого цвета, ,½ листа, с нарисованной морковкой Тыква – царица огорода Заплатки пальчиками. Гуашь оранжевого цвета, ½ листа, с нарисованной тыквой. Яблочки на тарелочке. Угощенье для здоровья. 4. Домашние животные. картофельными деревом, гуашь, влажные штампами. салфетки. Котенок. Рисование Пальчиковая краска желтого пальчиками, и красного цветов, ½ листа, с оттиск нарисованной тарелочкой. Выставка детских работ. Участие в творческих пластиковыми конкурсах. крышками. Рисование пальчиками. ½ листа с изображением яблока, груши, апельсина, пальчиковые краски, влажные салфетки. Метод «тычка» Гуашь оранжевая, жесткой коричневая,½ листа ,с 12 полусухой кистью. Овечка. 5. Деревья. ОКТЯБРЬ 1.В лесу. 2. Мой любимый папочка Осенний лес Заплатки пальчиками. ½ листа с изображением овечки, гуашь белого цвета, влажные салфетки. Рисование ладошкой. ½ листа ватмана тонированного в лимонный цвет с нарисованными деревьями, пальчиковые краски желтого, красного и зеленого цветов. Пальчиковые краски, ½ листа, с нарисованными деревьями Падают, падают листья. Рисование пальчиками. Мухомор. Рисование пальчиками. Праздничный салют. нарисованным котенком. Гуашь белая, ½ листа ,с нарисованным грибочком Рисование Заготовки с изображение цветной солью. салюта ½ листа картона синего или фиолетового цветов на каждого ребенка, цветная соль красного, желтого, зеленого цветов, клей пва 13 Подарок для папы Рисование Заготовка – галстук, гуашь, - галстук. аэропуфингом аэропуфинг, влажные салфетки. Заплатки пальчиком. Пальчиковые краски, ½ листа с нарисованной медузой, влажные салфетки. Морская звезда. Заплатки пальчиком. Пальчиковые краски, ½ листа с нарисованной морской звезды, влажные салфетки. Крабик. Заплатки пальчиком. Пальчиковые краски, ½ листа с нарисованным крабиком, влажные салфетки. Морской конек. Заплатки пальчиком. Грустный дождик. Рисование пальчиками. Пальчиковые краски, ½ листа с нарисованным морским коньком, влажные салфетки. Пальчиковая синяя краска, ½ листа с тучкой синего цвета, влажные салфетки. Зонтик в горошек. Заплатки пальчиком. 3.4.Подводный Медуза. мир. НОЯБРЬ 1.Поздняя осень. Пальчиковая краска, аэропуфинг,½ листа с 14 нарисованным зонтиком, влажные салфетки. 2.Из чего сделаны предметы. Украсим чайную чашку для Лунтика. Сарафан для Матрешки. Украсим скатерть. 3. Живая природа. Рыбки в аквариуме. Комнатное растение – Кактус. Бусы для мамы. Метод «тычка» Гуашь четырех основных ватными цветов, заготовки чайной палочками. пары, ватные палочки. Рисование ватными палочками и пальчиками. Пальчиковая синяя, желтая, красная, зеленая краска, заготовка матрешек. Рисование ½ листа с изображением аэропуфингом. скатерти, гуашь, аэропуфинг на каждого ребенка, влажные салфетки. Рисование ладошкой. Пальчиковая синяя, желтая, красная, зеленая, краска, заготовка аквариума на каждого ребенка Рисование ½ листа с изображенным аэропуфингом. кактусом, гуашь зеленая, аэропуфинг на каждого ребенка, влажные салфетки. Оттиск Пальчиковая синяя, желтая, 15 крышками. красная, зеленая краска, ½ листа с нарисованной ниточкой. Пальчиковые краски красного и зеленого цветов, влажные салфетки. 4. Моя мама, самая, самая. Мы нарисуем мамочке красивые цветы. Рисование пальчиками. 5. Неделя творчества. Утки улетают в теплые края. Рисование ладошкой. ДЕКАБРЬ 1.Здравствуй, Падающий снег. Зимушка-зима. Зимнее чудо – снежинка. 2. Зимующие птицы. Снегирь. Совушка-сова. ½ листа ватмона тонированного с нарисованными верхушками деревьев, гуашь белого, черного цветов Рисование Мисочки с гуашью белого аэропуфингом цвета, 1/2 листа голубого цвета. Рисование пальчиком. ½ листа с изображением снежинки, белая гуашь, влажные салфетки. Заплатки пальчиком. Пальчиковые краски красного и черного цветов, влажные салфетки. Рисование ½ листа с изображением аэропуфингом. Совы, белая гуашь, влажные салфетки. 16 3.Скоро, скоро, Рукавичка для новый год. Деда Мороза. Новогодняя открытка. 4, .Новогодний Новогодний шар. праздник. ЯНВАРЬ Заплатки пальчиком. Гуашь белого цвета, рукавички вырезанные из цветной бумаги красного или синего цвета на каждого ребенка. Рисование ½ листа готовой открытки, аэропуфингом. пальчиковые краски, аэропуфинг на каждого ребенка, влажные салфетки. Рисование пальчиками. Дед Мороз. Рисование ладошкой. Снегопад за окном. Рисование пальчиками. Гуашь красного, синего, желтого цвета, вырезанные из цветной бумаги елочные игрушки-шарики на каждого ребенка, влажные салфетки. ½ листа голубого цвета, белая гуашь, вырезанные шапочки деда мороза, влажные салфетки. 1.КАНИКУЛЫ. 2.Калядки ½ листа голубого цвета, белая гуашь на каждого ребенка, пиалы под краску, влажные салфетки 17 Зимний лес. Коллективная работа. 3.Неделя игры Кубики. в игрушки. 4.Зимние забавы. ½ листа ватмана, гуашь белого, зеленого цветов, вырезанные контуры деревьев, влажные салфетки. Паралоновые Паралоновые кубики на штампы. каждого ребенка гуашь, красного, желтого, синего, зеленого цветов. Неваляшка Паралоновые ½ листа с контуром штампы. неваляшки паралоновые цилиндры на каждого ребенка гуашь красного, влажные салфетки. Веселый снеговик. Метод тычка жесткой полусухой кистью. Узоры на окне. ФЕВРАЛЬ 1.Мир Рисование л адошками. Башня из ½ листа голубого цвета с нарисованным контуром снеговика. Гуашь белая на каждого ребенка, жесткая кисть. Рисование щеткой. ½ листа с нарисованным окном, белая гуашь, щетки, влажные салфетки. Паралоновые Паралоновые кубики на Выставка детских работ. 18 технических чудес. кубиков. Вертолет. 2. Птицы домашние и тропические 3. Дикие животные. штампы. каждого ребенка гуашь, красного, желтого, синего, зеленого цветов. Рисование ½ листа с изображением аэропуфингом. вертолета, гуашь, влажные салфетки, аэропуфинг на каждого ребенка. Цыпленок. Метод тычка жесткой полусухой кистью. ½ листа с нарисованным контуром цыпленка, жесткая кисть на каждого ребенка, гуашь желтого цвета на каждого ребенка. Рисуем попугая Рисование пальчиками ½ листа с изображением попугая, краски зеленого, красного, синего цветов, влажные салфетки. Зебра. Рисование пальчиками. Гуашь черная, ½ листа, с нарисованной зеброй Колючий ѐжик. Рисование Гуашь черная, ½ листа, с мятой бумагой нарисованным ежиком, . листок для смятия на каждого ребенка. 19 4.Защитники отечества. Российский флаг. Плывет кораблик по волам. 4.Масленица. МАРТ 1. Женский праздник. Рисование Гуашь белого, синего и ладошками. красного цветов. Коллективная работа. Рисование пальчиками. ½ листа с наклеенным корабликом на каждого ребенка пальчиковая краска синего цвета, влажные салфетки. Испеки блин на сковороде. Метод «тычка» жесткой полусухой кистью. Листы бумаги в форме сковороды, гуашь желтого цвета, кисть жесткая на каждого ребенка. Красивое платье для Масленицы. Рисование пальчиками. ½ листа бумаги с нарисованной куклой Масленицы, белая гуашь, влажные салфетки. Цветы для мамы. Метод «тычка» Заготовка \ букета на ватной каждого ребенка, гуашь палочкой. красного, синего, желтого цвета, ватные палочки на каждого ребенка, влажные салфетки. Выставка детских работ «МАМИН ДЕНЬ». 20 2. Весна пришла! Открытка для мамы. Рисование пальчиком. ½ готовой открытки, пальчиковые краски, влажные салфетки. Солнышко лучистое. Рисование ладошкой. Пальчиковая краска желтого цвета, влажные салфетки на каждого ребенка, 2 солнышка наклеенных на ½ листа ватмана Коллективная работа. Веточка мимозы. Метод «тычка» 1/2 листа с нарисованной ватной веточкой мимозы, гуашь палочкой. желтого цвета, ватные палочки на каждого ребенка, влажные салфетки. 3. Театральная Колобок на неделя пеньке. Белка песенки поет да орешки все грызет… Рисование втулкой. ½ листа с нарисованным пнем, на тонированной бумаге желтого цвета, втулка на каждого ребенка, гуашь жѐлтого цвета, влажные салфетки. Пальчиковые ½ листа с нарисованной заплатки. белкой, оранжевая гуашь, влажные салфетки. 21 Репка. АПРЕЛЬ 1.Неделя Шарики детской книги воздушные для ослика ИА-ИА. Курочка - Ряба Звездное небо. 2.Космос. Путешествие в космос. Пальчиковые ½ листа с нарисованной заплатки. репкой, желтая гуашь, влажные салфетки. Картофельные ½ листа бумаги, вырезанные штампы/ втулки. из картофеля штампы круглой и овальной формы на каждого ребенка, гуашь красного, желтого, зеленого цветов, влажные салфетки. Рисование ватными палочками ½ листа с изображением курочки – Рябы, пальчиковые краски красного, оранжевого, желтого цветов, ватные палочки, влажные салфетки. ½ листа синего цвета, гуашь Рисование желтого и белого цвета на мятой бумагой каждого ребенка, небольшой листок бумаги для смятия. Проступающий ½ листа бумаги с рисунок нарисованными восковой свечой звездами, акварельные краски на 22 каждого ребенка, кисточки и баночки под воду на каждого ребенка. 3.4.Мир профессий. Бантик для клоуна Клепы. Рисование ватными палочками. Гуашь красного, желтого, зеленого и синего цветов, ватные палочки, заготовки бантиков на каждого ребенка Украсим торт. Заплатки пальчиками. ½ листа с изображением торта, краски пальчиковые, влажные салфетки. Волшебное мороженое. Клоун- жонглер. МАЙ 1.Неделя труда Рисуем красивые цветы для пчелки. Заплатки пальчиками. Заплатки пальчиками. Рисование ладошкой ½ листа с изображением мороженого, краски пальчиковые, влажные салфетки. ½ листа с изображением клоуна с шариками, краски пальчиковые, влажные салфетки. Пальчиковые краски, синего, Итоговая выставка красного, желтого и зеленого детских работ. цветов, влажные салфетки на каждого ребенка. 23 2.Неделя дружбы. Друзья для осьминожки. Рисование ладошкой ½ листа голубого цвета, гуашь красного, желтого синего и зеленого цветов, влажные салфетки на каждого ребенка. Заплатки пальчиком ½ листа фона, гуашь красного, черного цветов, влажные салфетки. Гусеница. Оттиск крышками. Основа-фон ½ листа, пластиковые крышки на каждого ребенка, гуашь зеленого цвета, влажные салфетки. Бабочка. Заплатки пальчиком Пальчиковые краски красного, синего, желтого, зеленого цветов, ½ листа с нарисованными контурами. 3.4.Здравствуй, Божья коровка. Лето! Веселая пчелка. Рисование пальчиками. ½ листа и изображением пчелки, пальчиковые краски, влажные салфетки. В течение всего учебного года проводятся консультации и мастер-классы для родителей и педагого 24 2.3. Планируемые результаты. Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и личностных результатов: Предметные результаты: - формирование знаний у обучающихся о нетрадиционных техниках рисования; - знания, умения, навыки необходимые в процессе освоения нетрадиционных техник; - практические навыки (выполнение творческих работ сиспользованием нетрадиционных техник рисования). Метапредметные результаты: - проявление творческой активности обучающегося; - повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, мелкой моторики в процессе рисования; - развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования. Личностные результаты: - повышение уровня сформированности коммуникативных навыков через обращение в коллективе, художественноэстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к творчеству; - соблюдение техники безопасности при выполнении работ с различными художественными материалами; - сформированные навыки здорового и безопасного образа жизни. 25 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Начало занятий Количество часов Количество учебных недель Количество часов в неделю Недель в первое полугодие Недель во второе полугодие Выходные дни Окончание учебного года 1 сентября 72 часов 38 недель 2 часа 18 недель 20 неделя 31 декабря – 9 января 31 мая 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Художественные материалы: 1. Кисть беличья 2. Кисть жесткая 3. Ватные палочки 4. Паралоновые штампы 5. Краски гуашевые 26 6. Краски пальчиковые 7. Альбомы для рисования 8. Миски под краску 9. Влажные салфетки 10.Баночки под воду Наглядные пособия: 1. Видео презентации 2. Наборы наглядно – демонстрационного материала 3. Видеоролики с физминутками. Техническое оборудование: 1. Музыкальное сопровождение на носителях 2. Музыкальные колонки 3. Ноутбук 4. Повод HDMI 5. Телевизор. Кадровое обеспечение. Должность – педагог дополнительного образования. Методические материалы. Специальная литература, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фото и видеоматериалы) , разработки конспектов, образцы творческих работ, которые будут использоваться на занятиях. Методы обучения и воспитания. 1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приѐмы рассматривания и показа образца воспитателя; 27 2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии; 4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы. Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Основные методы нетрадиционных техник рисования: 1. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 2. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 3. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. 28 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 4. Оттиск печатками из паралона, пластиковых крышек. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. 3.3. Формы аттестации/контроля. Формы оценочных средств: - журнал посещаемости; - аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях; - фотоотчет; - для улучшения качества работы кружка прикладываются отзывы родителей (законных представителей) обучающихся об открытых занятиях и выступлениях и тд. Формы итоговой аттестации: - аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; - демонстрация результатов освоения программы в форме отчетных выставок. В качестве контроля работы проводится диагностика уровня развития детей по средствам нетрадиционных техник рисования с целью проверки эффективности проведенной работы. Данные заносятся в таблицы. Диагностика проводится по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Цель диагностики: - определению уровня освоения программы. Метод диагностики: 29 - наблюдение Условные знаки освоения программы: Высокий уровень «+»ребенок справляется с программой, словарный запас соответствует программным требованиям, называет все слова по каждой теме, задания выполняет самостоятельно, в диалоге дает четкие ответы. Средний уровень «?» ребенок усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой, испытывает определенные затруднения, задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога, в диалоге ответы не четкие. Низкий уровень «-» ребенок усвоил менее половины объема знаний предусмотренных программой, испытывает затруднения в выполнении заданий. А так же организуются выставки творческих работ воспитанников. 30 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 31 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 32 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, используемая при составлении программы: 1 Калинина, Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ Т. В. Калинина, С.В. Николаева, О.В. Павлова, И. Г. Смирнова.- Волгоград: Издательство «Учитель» 2. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. +16 с. цв. вкл. 4. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир / К. К. Утробина, Г.Ф.Утробин. – М: Издательство «ГНОМ », 2001. – 64с. Литература для обучающихся (родителей): 1. Ефимова, И. В. Точка за точкой: рисуем пальчиками/ И. В. Ефимова.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-24с.: ил. 2. Ефимова, И. В. Цветные ладошки: рисуем ладошками/ И. В. Ефимова .- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-24с.: ил. 3. Ефимова, И. В. Веселые линии: рисуем пальчиками/ И. В. Ефимова .- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-24с.: ил. 4. Фаузер Н. Первый самоучитель по рисованию для детей/ Нико Фаузер.- издательство АСТ, 2016 33 Приложения 34 Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники рисования) Имя ребенка Оттиск Рисование Поролон ладошкой нг кг нг кг Мятая бумага нг кг Пальчикова я живопись нг кг Метод Метод тычка тычка жесткой ватной полусухой палочкой кистью нг кг нг кг Речь в процессе рисования нг кг Итоговый показатель нг кг 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Высокий уровень «+» (справляется самостоятельно) Средний уровень «?» (справляется под руководством педагога) Низкий «-» (не справляется) 35 36