Умелые гномики

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

4

1.1. Пояснительная записка.

4

Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.

4

Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы.

5

Отличительные особенности программы.

7

Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы.

7

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

7

Объем и срок освоения программы.

8

Особенности организации образовательного процесса.

8

Форма организации образовательного процесса.

8

Виды занятий.

8

Форма проведения результатов.

8

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

9

2.1. Учебный (тематический) план.

10

2.2. Содержание учебного (тематического) плана.

12

2.3. Планируемые результаты.

24

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

26
2

3.1. Календарный учебный график.

26

3.2. Условия реализации программы.

26

Материально-техническое обеспечение.

26

Кадровое обеспечение.

26

Методические материалы.

26

3.3 Форма аттестации.

28

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

30

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые гномики» художественная с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается
художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте,
помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности
ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью
«Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство
располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов
и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования и аппликации демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на
основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование и аппликация необычными материалами,
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых
им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование
без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно
для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы
детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации. Очень важно создать доброжелательную
обстановку на занятии.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной
деятельности способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного, развитию
4

воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умение доводить работу до конца;
формированию изобразительных умений и навыков.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие
усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений
рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной
творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Актуальность: программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями
жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и
аппликации, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Программа разработана в соответствии с международными правовыми актами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), (далее – Закон № 273-ФЗ);
 Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на
оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
 приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5

 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
оз.09.2019
г.
№
467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
 Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16);
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.08.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 г. №533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018г. №196»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
 приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
 приказ Начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление,
поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи».
Педагогическая целесообразность: Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового
поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования и аппликации дают толчок к
развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного
бросового материала и нестандартных изотехнологий.
6

Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер
Новизна и отличительные особенности программы «Умелые гномики» по нетрадиционным техникам
рисования и аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование и аппликация
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
ДООП «Умелые гномики» по разделу «изобразительная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС ДО на
основе авторских программ: А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; К. К. Утробина,
Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4
лет»; Д. Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет»; З. Д. Коваленко «Аппликация семенами».
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно
по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и
возможностей.
Адресат программы «Умелые гномики».
В реализации ДООП «Умелые гномики» участвуют дети 3-4 лет. Дети этой возрастной категории, согласно
общепринятой возрастной периодизации, являются детьми младшего дошкольного возраста.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого
потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (графическое - в
рисовании, в аппликации – силуэтное). Он передает образы предметов с помощью красок, цветной бумаги. Эти
материалы должны всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша,
показывать приемы аппликации, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом детали разной формы,
величины, цвета; раскладывать их в определѐнной последовательности, составляя задуманный ребѐнком или заданный
педагогом предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных
навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность одного занятия с детьми 3-4 лет составляет – 15 мин.
7

Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся в игровой форме два раза в неделю во второй половине дня в рамках работы кружка.
Объѐм и срок освоения программы.
Образовательный процесс по реализации данной программы рассчитан на 38 недель.
Объем часов по программе - 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме
(групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по
содержанию.
Форма обучения.
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного
обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать
индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса.
При проведении занятий используются следующие формы работы::
- групповая (обучающиеся выполняют задание в группе)
- фронтальная (обучающиеся работают синхронно под управлением педагога);
- самостоятельная;
- работа в парах (более сильные обучающиеся помогают слабым).
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (беседа, художественное слово,
загадки, напоминание о последовательности работы, совет) с демонстрацией визуального ряда; а также практическую
деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие сопровождается
физкультминутками и пальчиковыми играми.
Виды занятий: беседа, просмотр презентаций, практические занятия, подготовка к конкурсам.
Формы подведения результатов – организация выставки, участие в конкурсах.

8

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.












Цель: Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования и аппликации.
Задачи программы:
Образовательные:
учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами
изобразительной деятельности;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами
Развивающие:
развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и
любознательность;
развивать мелкую моторику рук;
развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.
В результате реализации этой программы дети 3-4 лет:
В рисовании
 имеют сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
 знают и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть
тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки в рисовании);
 знают и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый);
 умеют передавать различие предметов по величине;
 умеют ритмично наносить штрихи, пятна;
9

 умеют рисовать линиями и мазками;
 знакомы с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, ватными палочками, оттисками
и др.)
В аппликации
 испытывают интерес к искусству аппликации;
 умеют подбирать цвета;
 умеют аккуратно наклеивать;
 умеют наклеивать на лист бумаги простые предметы (фрукты, листья деревьев);
 умеют составлять из заготовленных геометрических элементов фигуры животных.
2.1. Учебный (тематический) план.
Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам.
Концепция задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного
развития детей и этого содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п
Тема раздело занятий
СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие.
2. Осень – художница.
3.Овощи и фрукты.
4. Домашние животные.
5. Городские птицы.
ОКТЯБРЬ 1.В лесу.
2. Мой любимый папочка
3. Подводный мир.
4. Птицы

Количество занятий
2
2
4
2
1
1
1
2
3
10

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ
АПРЕЛЬ

МАЙ

1.Поздняя осень.
2.Из чего сделаны предметы.
3.Живая природа.
4.Моя мама, самая, самая.
5.Лесные животные
1.Здравствуй, Зимушка-зима.
2. Зимующие птицы.
3.Скоро, скоро, новый год.
4.Новогодний праздник.
1.Каникулы
2.Калядки.
3. Неделя игры в игрушки.
4.Зимние забавы.
1.День влюбленных.
2,3 Дикие животные.
4. Защитники отечества
5.Масленица.
1. Женский праздник .
2. Весна пришла!
3.Театральная неделя.
1.Неделя детской книги.
2.Космос.
3. Мир профессий
4. Пасха.
1.Деревья.
2.Цветы.
3.4.Здравствуй, Лето.

2
2
3
1
1
3
1
2
1
1
1
2
1
3
2
2
1
2
2
2
3
2
3
3
2
5
11

Всего за год обучения: 72 занятия.
2.2. Содержание учебного (тематического) плана.
Месяц
Тема недели
СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие.

2.Осень –
художница.

3.Овощи и фрукты.

Тема занятия
Виды бумаги и
как ее
используют.

Техника
Беседа.

Материалы к занятию
Презентация на носителях.

Цвета и краски.

Беседа.

Видеоролик на носителях.

Осеннее дерево.

Аппликация из
ватных дисков.

½ листа с силуэтом дерева без листьев,
крашенные ватные диски, клей ПВА,
чашечки для клея, жесткая кисть, ХБ
салфетки, влажные салфетки.

Осенний лес.
Коллективная
работа.

Рисование
ладошками.

½ ватмана тонированный фон, пальчиковые
краски, влажные салфетки.

Волшебные
овощи.

Рисование
ватными
палочками.

½ листа бумаги с нарисованным контуром
овощей, гуашь, ватные палочки.

Выросла репка.

Обрывная
аппликация.

½ листа бумаги с нарисованным контуром
репки, цветная бумага желтого и оранжевого
12

Мишка фрукты
нам принес.

Рисование
ватными
палочками.

Консервируем
фрукты.

Аппликация из
пенопласта.

Вырезанная из картона банка, заготовки
фруктов из цветной бумаги, клей, жесткая
кисть, х/б салфетки, клеенка.

Козленок.

Рисование
пальчиками.

Тонированный лист бумаги зеленого цвета с
нарисованным контуром козленка, гуашь
белая и черная, влажные салфетки.

Котенокполосатик.

Аппликация из
цветных
полосочек.

½ картона белого цвета, заготовки силуэта
котенка на каждого ребенка, пластиковые
глазки и носики, клей, жесткая кисть,
цветные полоски, х/б салфетки, клеенка.

5. Городские птицы.

Синичка на
веточке.

Аппликация из
геометрических
фигур.

1.В лесу.

Желуди.

Аппликация из
ладошек.

½ листа картона голубого цвета с веточкой,
заготовленные геометрические фигуры, клей
ПВА, чашечки для клея, кисточки жесткие,
влажные салфетки, х/б салфетки, клеенка.
½ листа голубого картона, заготовки
ладошек, листочков, шапочек желудя, клей
ПВА, чашечки для клея, кисточки жесткие,
влажные салфетки, х/б салфетки, клеенка.

4.Домашние
животные.

ОКТЯБРЬ

цветов, клей, жесткая кисть х/б салфетки на
каждого ребенка, клеенка.
½ листа бумаги с нарисованными контурами
разных фруктов, гуашь, желтая, красная,
зеленая, коричневая, ватные палочки.

13

2. Мой любимый
папочка.
.

Подарок для папы Рисование
ватными
палочками.

½ картона в виде рубашки, заготовки
бумажных галстуков, гуашь, ватные палочки,
влажные салфетки.

3,Подводный мир.

Крабики.

Аппликация из
кругов.

½ листа картона голубого цвета,
заготовленные бумажные круги, клей ПВА,
чашечки для клея, кисточки жесткие,
влажные салфетки, х/б салфетки, клеенка.

Рыбки в океане.
Коллективная
работа.

Рисование
ладошками.

½ ватмана тонированный фон, пальчиковые
краски, влажные салфетки.

Цыпленок.

Аппликация из
ватных дисков с
элементами
дорисовывания.

½ листа картона зеленого цвета, ватные
диски, заранее выкрашенные в желтый цвет,
клей, жесткая кисть, клеенка, гуашь
коричневого цвета, кисть беличья № 1

Два веселых гуся.

Рисование
ладошкой с
элементами
метода
примакивания.

Лист бумаги зеленого цвета, разведенная
гуашь в тарелочках белого и серого цветов,
красная гуашь, кисть беличья, влажные
салфетки.

Лебедь.

Рисование
ладошкой с
элементами
дорисовывания.

Лист бумаги голубого цвета, разведенная
гуашь в тарелочках белого цвета, беличья
кисть, влажные салфетки.

4. Птицы.

14

НОЯБРЬ

1.Поздняя осень.

Радужный зонтик
под дождиком.
2 часа.

Аппликация из
салфеток.

½ листа – фон капельки дождя и с контуром
зонтика, салфетки бумажные (цветные), клей
ПВА, чашечки для клея, кисточки жесткие,
влажные салфетки, х/б салфетки, клеенка.

2.Из чего сделаны
предметы.

Веселые
матрешки.

Рисование
ватными
палочками.

Заготовки матрешек маленькие и большие,
ватные палочки, гуашь: желтого, красного,
синего и зеленого цветов.

Самолет летит

Аппликация с
использованием
ваты.

½ картона синего цвета, заготовка самолета,
пайетки, кисть жесткая, клей

3.Живая природа

Цветок в горшке.- Рисование мятой ½ листа с нарисованными листиками цветка,
Фиалка.
бумагой.
¼ листа бумаги для смятия, ватные палочки,
разведенная гуашь желтого, синего, голубого
и фиолетового цветов, влажные салфетки.
Цветущий кактус. Обрывная
аппликация.

½ листа бумаги с нарисованным контуром
кактуса, цветная бумага зеленого цвета,
заготовки горшочков и цветков на каждого
ребенка, кисть жесткая, клей, х/б салфетки,
клеенка.

Аквариум с
рыбками.

Заготовка аквариума из картона, заготовки
рыбок, клей, жесткая кисть на каждого
ребенка.

Аппликация
объемна.

15

ДЕКАБРЬ

4.Моя мама, самая,
самая.

Цветок желаний
для мамы.

Аппликация из
кругов.

½ листа с нарисованными стебельком и
листиками, заготовленные круги, ребенка,
кисть жесткая, клей ПВА, чашечки для клея
х/б салфетки, клеенка.

5.Лесные животные

Осенний ѐжик

Аппликация из
бумажных
листьев.

1.Здравствуй,
Зимушка-зима.

Падают
снежинки.

Обрывная
аппликация из
салфеток.

½ листа картона коричневого цвета с
силуэтом ежика, заготовленные бумажные
листья, клей ПВА, чашечки для клея,
кисточки жесткие, влажные салфетки, х/б
салфетки, клеенка.
½ листа картона голубого цвета, заготовки
снежинок на каждого ребенка, бумажные
салфетки белого цвета, клей, кисть жесткая,
х/б салфетки, клеенка.

Белоснежная
зима.

Тычок жесткой
кистью.

Тонированный лист бумаги с нарисованным
деревом, домиком и елочкой, разведенная
гуашь белого цвета, кисть жесткая на
каждого ребенка.

Снежок.

Аппликация из
салфеток.

½ листа тонированной бумаги голубого
цвета, бумажные салфетки голубого, желтого
и розового цветов, вырезанные из цветной
бумаги квадрат и треугольник, кисть жесткая,
клей.

Снегирь.

Аппликация из
кругов.

½ листа картона с заготовленным облачком и
веточкой дерева, кисть жесткая, клей ПВА,

2. Зимующие птицы.

16

чашечки для клея х/б салфетки, клеенка.
3.Скоро, скоро,
новый год.

Маленькая
елочка.

Аппликация из
кругов.

½ листа картона фиолетового цвета,
заготовки кругов разного размера из бумаги
зеленого цвета, заготовка ствола из
коричневой бумаги, пайетки, клеенка.

Летят, летят
снежинки.

Проступающий
рисунок.

½ листа картона белого цвета с
нарисованными снежинками восковой
свечей, акварельные краски, кисти для
акварели, баночки с водой, влажные
салфетки, клеенка.

Елочка к
празднику.

Метод
примакивания.

½ листа бумаги с нарисованным контуром
треугольника, разведенная гуашь зеленого
цвета, жесткая кисть.

2.Калядки.

Гирлянда из
флажков.

Аппликация из
геометрических
фигур.

½ листа бумаги с нарисованной ниточкой,
заготовки флажков треугольной и
прямоугольной формы красного, синего,
желтого и зеленого цветов, клей, кисть
жесткая, х/б салфетки, клеенка.

3. Неделя игры в
игрушки.

Разноцветный
мячик.

Рисование
пупырчатой
пленкой.

½ листа с контуром мячика, вырезанные
круги из пупырчатой пленки на каждого
ребенка, пальчиковые краски, тарелочки для
краски, влажные салфетки, кисточки,

4.Новогодний
праздник.
ЯНВАРЬ

1.Каникулы.

17

клеенка.
4.Зимние забавы.

ФЕВРАЛЬ

Поможем
снеговику.

Аппликация из
ватных дисков.

½ листа картона голубого цвета, ватные
диски разного размера, черные пайетки, носмарковка красного или оранжевого цвета,
ведерка, вырезанное из цветной бумаги
зеленого цвета.

Заснеженное
дерево.

½ листа бумага голубого цвета с
рисунком дерева, гуашь белого цвета, кисти,
стаканы с водой.

½ листа тонированного цвета, с наклейным
силуэтом медведя, гуашь белого цвета,
чашечки для краски, жесткая кисть, влажные
салфетки, клеенка.

1.День влюбленных.

Открытка - букет
любви

Рисование
гуашью.
Рисование
мазками.
Аппликация из
сердечек

2,3. Дикие животные

Медведь в
берлоге крепко
спит.
.

Рисование тычок
жесткой кистью с
элементами
аппликации

Ежик.

Рисование зубной Основа- фон ½ листа с нарисованным
щеткой.
контуром ежика без иголок, гуашь черного
цвета, зубные щетки.

Заяц.

Аппликация из

½ картона, заготовки – стебельки для букета,
сердечки, вырезанные из сердечек, клей,
кисти на каждого ребенка, клеенкаподкладка, х/б салфетки

½ листа тонированной бумаги голубого
18

ваты.
4. Защитники
отечества

Российский флаг.

Рисование мятой ½ листа бумаги с нарисованным контуром
бумагой.
флага, разведенная гуашь белого, синего и
красного цветов, ¼ листа бумаги для смятия
по одному на каждый цвет краски.

Военный
вертолетик.

Аппликация
объемная.

Круг из картона голубого цвета, детали
вертолета, полосочки 1, 5 см шириной по 3
шт. на каждого ребенка, клей, жесткая кисть,
х/б салфетки, клеенка- подкладка.

Здравствуй,
Масленица.

Рисование
смятой бумагой.

Листы бумаги в форме круглой сковороды,
листы для сминания, гуашь желтого цвета.

Солнцемасленица.

Аппликация из
геометрических
фигур

1. Женский праздник

Мимоза для
мамы.

Аппликация из
салфеток.

Тонированная бумага голубого цвета,
заготовки для поделки, кисть жесткая на
каждого ребенка, клей, х/б салфетки, клеенкаподкладка.
½ листа с нарисованной веточкой мимозы,
бумажные салфетки желтого цвета, кисть
жесткая, клей, х/ салфетки на каждого
ребенка

2. Весна пришла!

Все сосульки
плакали.

Метод
примакивания с
элементами

5.Масленица.

МАРТ

цвета с нарисованным контуром зайца, вата,
клей, кисть жесткая, х/б салфетки, клеенка..

½ листа с наклеенной крышей, акварельные
краски, беличья кисть, баночки под воду на
каждого ребенка.
19

аппликации.

3.Театральная
неделя.

АПРЕЛЬ

1.Неделя детской
книги.

2.Космос.

Тюльпан.

Аппликация.

Клеенка, салфетка, кисточка, готовая ваза на
детской работе в виде руки, готовые формы
тюльпана.

Маска клоуна.

Аппликация на
картонной
тарелке.

Картонные тарелочки на каждого ребенка,
заготовки (носа, рта, глаз клоун), бумажные
салфетки, кисть жесткая, клей ПВА, чашечки
для клея, х/б салфетки на каждого ребенка,
клеенка.

Карнавальная
маска.

Рисование
аэропуфингом.

Колобок на
пеньке.

Аппликация из
ватных дисков и
пайеток.

Карнавальные маски на каждого ребенка,
аэропуфинг на каждого ребенка, краски,
влажные салфетки, клеенка.
½ листа с нарисованным пнем, ватные диски
окрашенные в желтый цвет, пайетки, жесткая
кисть, клей ПВА, чашечки для клея, х/б
салфетки, влажные салфетки, клеенка.

Лис и мышонок.

Аппликация из
геометрических
фигур.

½ листа – фон для аппликации,
заготовленные геометрические фигуры,
жесткая кисть, клей ПВА, чашечки для клея,
х/б салфетки, влажные салфетки, клеенка.

Путешествие в
космос.

Проступающий
рисунок.

Акварельные краски (фиолетовая, тѐмносиняя, 1/2 альбомного листа с
нарисованными белым восковым мелком
20

звѐздами, кисточки, салфетки, игрушка звезда
- солнышко.

3. Мир профессий.

4.Пасха.

Мы летим в
космос.

Аппликация.

Готовые формы ракет (корпус, иллюминатор,
«крылья») клей, кисточки, салфетки на
каждого ребенка.

Разноцветные
планеты.
Коллективная
работа.

Аппликация из
ватных дисков.

А3 формат картона черного цвета, цветные
ватные диски, клей ПВА, чашечки для клея,
пайетки, жесткие кисти, х/б и влажные
салфетки, клеенка.

Цветное
мороженное.

Аппликация из
геометрических
фигур.

½ листа бумаги, цветные круги (желтый,
зеленый, красный), заготовка рожка в форме
треугольника, клей, кисточки, клеенки, х/б
салфетки,.

Сладкое
пирожное.

Аппликация из
гофрированного
картона и фетра.

½ листа картона, заготовки для пирожного
(из фетра и гофрированного картона), клей
ПВА, чашечки для клея, жесткая кисть,
клеенка, влажные салфетки

Веточка вербы
весной.

Метод
примакивания,
рисования
пальчиками .

½ листа голубого цвета с наклеенными
веточками вербы, разведенная гуашь
коричневого и белого цветов, беличья кисть
№ 1, влажные салфетки.

21

МАЙ

1.Деревья.

Пасхальное яйцо.

Рисование губкой Деревянные образцы крашенные яиц,
и ватными
заготовки из картона в форме яиц,
палочками.
разведенная гуашь, красного, синего,
зеленого и желтого цветов, паралоновая
губка, ватные палочки, клеенка, влажные
салфетки.

Корзинка с
пасхальными
яйцами.

Аппликация.

Первые листочки. Рисование
ватными
палочками.

½ листа бумаги, заготовки корзинок из
цветной бумаги на каждого ребенка,
заготовки яиц, вырезанные из цветной
бумаги, клеенка, кисть жесткая, клей, х/б
салфетки.
.
½ листа с нарисованным деревом без
листочков, ватные палочки, гуашь светлозеленая.

Весенние
веточки.

Обрывная
аппликация из
салфеток.

½ листа с нарисованными ветками без
листочков, Бумажные салфетки зеленого
цвета, глей, жесткая кисть на каждого
ребенка, клеенка подкладка.

Веточка сирени.

Рисование
пупырчатой
пленкой.

½ листа картона белого цвета (ветка сирени
без цветка), нарезанные овалы пупырчатой
пленки на каждого ребенка, гуашь
(смешанных цветов), жесткая кисть, влажные
22

салфетки, клеенка.
2.Цветы.

Желтый
одуванчик.

Рисование
вилкой.

½ листа бумаги с нарисованным стеблем и
листьями одуванчика, пластиковая вилка на
каждого ребенка, салфетки, гуашь желтого
цвета, альбомный лист, бабочки.

Красные
тюльпаны на
лугу.

Рисование
вилкой.

½ листа – фон луга для тюльпанов, красная
гуашь, пластиковые вилки на каждого
ребенка, влажные салфетки, клеенка.

Аппликация
цветной солью.

Лист с контуром радуги, цветная морская
соль, клей ПВА, влажные салфетки, клеенка.

3.4.Здравствуй, Лето! Магическая
радуга
Улитка.

Аппликация из
кругов.

Божья коровка.

Аппликация из
геометрических
фигур – кругов.

Разноцветные
бабочки.

Рисование
пальчиками.

½ листа зеленого цвета, цветные кружочки
разного размера и цвета на каждого ребенка,
клеенки, х/б салфетки, кисть жесткая, клей.
½ листа в форме листика, геометрические
фигуры- круги, клей, жесткие кисти, влажные
салфетки.
Заготовки бабочек, вырезанные из
тонированной бумаги разного цвета,
разведенная гуашь синего, красного, зеленого
и желтого цветов, влажные салфетки.
23

Веселая гусеница. Рисование
пластиковыми
крышками.

½ листа бумаги с нарисованной гусеницей,
пробки пластиковые на каждого ребенка,
гуашь (желтая, зеленая), тарелочки для
краски, влажные салфетки, клеенка.

В течение всего учебного года проводятся консультации и мастер-классы для родителей и педагогов.

2.3. Планируемые результаты.
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметные результаты:
- формирование знаний у обучающихся о нетрадиционных техниках рисования и аппликации;
- знания, умения, навыки необходимые в процессе освоения нетрадиционных техник;
- практические навыки (выполнение творческих работ с использованием нетрадиционных техник рисования и
аппликации).
Метапредметные результаты:
- проявление творческой активности обучающегося;
- повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, мелкой моторики в процессе рисования и аппликации;
- развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования и аппликации.
Личностные результаты:
- повышение уровня сформированности коммуникативных навыков через обращение в коллективе, художественноэстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к творчеству;
- соблюдение техники безопасности при выполнении работ с различными художественными материалами;
- сформированные навыки здорового и безопасного образа жизни.

24

3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного процесса
Начало занятий
Количество часов
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Недель в первое полугодие
Недель во второе полугодие
Выходные дни
Окончание учебного года

1 сентября
72 часов
38 недель
2 часа
18 недель
20 недель
31 декабря – 9 января
31 мая

3.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Художественные материалы:
1. Мольберт
2. Кисть жесткая
3. Кисть беличья
4. Ватные палочки
5. Краски гуашевые.
6. Альбом для рисования
7. Цветной картон.
25

8. Цветная бумага
9. Ватные диски
10. Клей.
11. Салфетки для аппликации матерчатые.
12. Клеенки - подложки.
13. Корзинки для раздаточного материала.
14. Миски для клея.
15. Бросовый материал.
Наглядные пособия:
1. Видео презентации
2. Наборы наглядно – демонстрационного материала
3. Видеоролики с физминутками.
Техническое оборудование:
1. Музыкальное сопровождение на носителях
2. Музыкальные колонки
3. Ноутбук
4. Повод HDMI
5. Телевизор.

26

Кадровое обеспечение.
Должность – педагог дополнительного образования.
Методические материалы.
Специальная литература, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фото и видеоматериалы) , разработки
конспектов, образцы творческих работ, которые будут использоваться на занятиях.
Методы обучения и воспитания.
1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приѐмы рассматривания и показа образца
воспитателя;
2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений,
доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение
формообразующих движений рукой;
3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на
занятии;
4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество.
Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования и аппликации; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
3.3. Формы аттестации/контроля.
Формы оценочных средств:
- журнал посещаемости;
- аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
27

- фотоотчет;
- для улучшения качества работы кружка прикладываются отзывы родителей (законных представителей)
обучающихся об открытых занятиях и выступлениях и тд.
Формы итоговой аттестации:
- аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- демонстрация результатов освоения программы в форме отчетных выставок.
Для улучшения качества проводимых занятий по программе «Умелые гномики» проводится педагогическая
диагностика. В процессе работы наблюдения педагог определяет те виды деятельности, которые вызвали затруднения или
оставили детей равнодушными, в связи с тем акцент ставится не только на ошибках исполнения, сколько на поиске
приемов, облегчающих детям освоения материала. По каждому виду деятельности определяется уровень развития детей.
Данные заносятся в таблицы.
Диагностика проводится по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
Цель диагностики:
- определение уровня освоения программы.
Метод диагностики:
- наблюдение
Условные знаки освоения программы:
Условные знаки освоения программы:
Высокий уровень «+»ребенок справляется с программой, словарный запас соответствует программным
требованиям, называет все слова по каждой теме, задания выполняет самостоятельно, в диалоге дает четкие ответы.
Средний уровень «?» ребенок усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой, испытывает
определенные затруднения, задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога, в диалоге ответы не четкие.
Низкий уровень «-» ребенок усвоил менее половины объема знаний предусмотренных программой, испытывает
затруднения в выполнении заданий.
А так же организуются выставки творческих работ воспитанников.

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р).
5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
29

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ)».
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
30

14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с
последующими изменениями.
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, используемая при составлении программы:
1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий/ Д. Н. Колдина. – М.: издательство
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 -64 с.: цв. вкл.
2. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий:/ Д. Н. Колдина. – М.: издательство
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 -64 с.: цв. вкл.
3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.:[Планирование, конспекты занятий:
Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей]/ А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2014. – 96 с. + 16 с. цв.
вкл.
4.Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем
окружающий мир / К. К. Утробина, Г.Ф.Утробин. – М: Издательство «ГНОМ », 2001. – 64с.
Интернет ресурсы:
1.
2.
3.

http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/385-fizminutka-buratino
https://nsportal.ru
http://www.maam.ru

Литература для обучающихся (родителей):
31

1. Крош, Е. Аппликации из салфеток/ Елена Крош.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 63 с.: ил.
2. Янушко, Е. А.Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года.: [Методическое пособие для педагога дошкольного
учреждения и родителей]/ Е. А. Янушко – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-287 с.

32

Приложения

33

Рисование
ладошками
Умеет правильно держать
кисть, карандаш
Умеет наносить линии,
штрихи, пятна
Знакомство со свойством бумаги
и последовательностью
аппликации в работе
Создает изображение
знакомых предметов,
декоративные композиции,
используя готовые формы

нг кг
нг кг
нг кг
нг кг
нг кг
нг
нг
нг

кг
кг
кг
нг
кг
нг
кг

Итог:

Аккуратно наносить клей
на бумажные заготовки
и наклеивать предметы

Создание изображения на
бумаге
разной формы

Рисование ватными палочками

№
Рисование мятой бумагой

Ф.И. ребенка
Рисование
пальчиками

Таблица
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Художественно -эстетическое направление»
(Рисование - аппликация)
Нетрадиционное рисование
Аппликация

нг
кг

1
2
3
4
5
6
7
Высокий уровень – «+»
(справляется
самостоятельно)
Средний уровень – «?»
(справляется под
руководством педагога)
Низкий – «-» (не
справляется)
34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».