Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 44 «Серебряное копытце» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Технической направленности ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ Возраст обучающихся: дети 3-5 лет Срок реализации: 2 года Объѐм программы 72 часа Автор составитель: Тегенцева Ольга Александровна Педагог дополнительного образования г.Сухой Лог 2024 год Содержание 1. Раздел «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи 1.3. Учебный план 1.4. Содержание программы 1.5. Планируемые результаты 1.6.Формы работы с родителями 2. Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график 2.2.Условия реализации программы 2.3.Особенности организации образовательного процесса. 2.4.Формы аттестации 2.5.Оценочные материалы 2.6.Методические материалы 2.7.Рабочая программа 2.8.Список литературы I РАЗДЕЛ «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1.Пояснительная записка Программа «ТИКО-конструирование» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка моделирования для детей 3-5 лет. Программа разработана на основе документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726; 15. «Федеральная государственная программа развития образования на 2018 - 2025 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642; 16. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»; 17. «Проект национальной доктрины образования»; 18. Устав МАДОУ №44. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «ТИКО-моделирование» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Кружок моделирования – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Условия реализации Программы: Наполняемость групп - не более 14 человек. Продолжительность одного академического часа от 15 до 20 минут. Продолжительность занятий – 15-20 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Перерыв между учебными занятиями 15 минут Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа Продолжительность обучения: Срок обучения по данной программе 2 года Объем обучения по данной программе 144 часа - первый год обучения - 72 часа в год; - второй год обучения - 72 часа в год. Уровень общеразвивающей программы – стартовый. Перечень форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и ИКТ. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: творческий отчет, презентация, практическое занятие, открытое занятие, конкурсы и фото-видео отчеты. 1.2. Цели и задачи Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Задачи программы: • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса; • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений; • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности; • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу, умения сотрудничать с другими людьми. Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Модуль «Плоскостное моделирование» Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: • совершенствование навыков классификации; • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведѐнного анализа; • развитие комбинаторных способностей; • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; • изучение и конструирование различных видов многоугольников; • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов; • овладение навыками пространственного ориентирования; • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; • обучение различным видам конструирования. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос. Модуль «Объемное моделирование» Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: • формирование целостного восприятия предмета; • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира; • изучение и конструирование различных видов многогранников; • исследование «объема» многогранников; • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 3-5 лет. Сроки реализации программы – 2 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объѐмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). 1.3. Учебный план 1 год обучения № Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия 1 Плоскостное моделирование 63 31.5 31.5 1.1 Геометрические фигуры и их свойства 9 4.5 4.5 1.2 1.3 1.4 Сравнение Классификация Выявление закономерностей 9 9 9 4.5 4.5 4.5 4.5 4.5 4.5 1.5 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5 1.6 1.7 Выделение части и целого Тематическое конструирование 9 9 4.5 4.5 4.5 4.5 2 2.1 Объемное моделирование Различение плоских и конструкций Итого 9 объемных 9 4.5 4.5 4.5 4.5 36 36 72 2 год обучения № Название темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия 1 Плоскостное моделирование 54 27 27 1.1 Геометрические фигуры и их свойства 9 4.5 4.5 1.4 Сравнение Классификация (по одному свойствам) Выявление закономерностей 1.5 Пространственное ориентирование 9 4.5 4.5 1.6 1.7 Выделение части и целого Тематическое конструирование 9 9 4.5 4.5 4.5 4.5 2 2.1 Объемное моделирование 18 Исследование и конструирование предметов 8 кубической формы 9 4.5 9 4.5 2.2 Исследование и конструирование предметов 8 пирамидальной формы 4.5 4.5 2.3 Тематическое конструирование 2 Итого 72 36 36 1.2 1.3 – 5 двум 9 2.5 4.5 2.5 4.5 4 2 2 1.4. Содержание педагогического процесса В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-моделирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольника. С этой целью программа «ТИКО-конструирование» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и объемным моделированием. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать объемную тематическую конструкцию. Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования: 1) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей; 2) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель; 3) свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам. В процессе занятий учащиеся много работают со схемой и учатся: - делать выбор комплектующих по схеме; - собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению; - создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации). Кроме этого, на занятиях по ТИКО-моделирование педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности. В кружке моделирования занятия проходят два раза в неделю: одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Педагог организует конструирование по заданной теме. Дети могут сами заранее выбрать тему для конструирования или работать по теме, предложенной педагогом. Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя». Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой. Программа «ТИКО-моделирование», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности. 1.5. Ожидаемые результаты реализации программы Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-моделирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества. В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира. Ожидаемый результат: 1 год обучения (3 – 4 года) По окончании дети должны знать и уметь: • различать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); • сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству; • ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый; • различать понятия «один» - «много»; • считать и сравнивать числа от 1 до 3; • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед. Ожидаемый результат: 2 год обучения (4 – 5 лет) По окончании дети должны знать и уметь: • называть и конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник); • сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам; • иметь представление о различных видах многоугольников; • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»; • считать и сравнивать числа от 1 до 5; • конструировать плоские фигуры по образцу. 1.6. Формы работы с родителями. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором». Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами». Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями. Выступления на родительских собраниях. Открытые занятия. Семинар-практикум. Фотовыставки через сайт педагога. Памятки. Выставки детских работ. II РАЗДЕЛ «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Программа разработана на 2 года обучения. Годовая нагрузка для каждого года 72 часа (при нагрузке 2 часа в неделю). Количество учебных недель – 37. На основании Приказа МАДОУ №44 от 31 мая 2016 года образовательная деятельность дополнительного образования начинается с 1 сентября по 30 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 37 72 2 72 18 19 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимы: кабинет информационных технологий. Перечень материально-технического обеспечения Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур. Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур. Приложение № 3. Диктанты для конструирования. Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур. Приложение № 5. Логические игры и задания. Приложение № 6. Правила составления логического квадрата. Приложение № 7. Комбинаторные задания. Мультимедийные презентации: 1.«Периметр». 2.«Каталог геометрических фигур и тел». 3.«Объем». 4.«Многоугольники». Материально-техническое оснащение занятий: Столы – 8 штуки; Стулья – 14 штук; Шкаф для хранения наглядного материала – 1 штука. Телевизор Компьютер 2.3. Особенности организации образовательного процесса В кружок принимаются все желающие, в том числе воспитанники с ОВЗ. Отбор по показаниям не проводится. Форма занятий: кружок Форма обучения: очная. Формы и режим занятий: сочетаются практические и теоретические формы занятий, но учитывая направленность, преобладают занятия практической направленности Формы организации занятий: групповая и индивидуальные Формы проведения занятий: занятия-игра, сюжетно-ролевая игра, занятие-путешествие. 2.4.Структура программы. Программа состоит из 2 модулей (многоуровневая программа). Структура программы учитывает возрастные психофизические особенности воспитанников: 1 модуль: рассчитан на детей 3-4 лет и реализуется в течение 1 года. Занимаются в группе все желающие дети без предварительного отбора. Особое внимание уделяется общему развитию ребѐнка, мелкой моторике, развитию логического мышления, памяти, воображению, конструктивных навыков. 2 модуль: рассчитан на детей 4-5 лет и реализуется в течение 1 года. Занимаются в группе дети, которые посещали кружок и все желающие дети без предварительного отбора. Особое внимание уделяется общему развитию ребѐнка, мелкой моторике, развитию логического мышления, памяти, воображению, конструктивных навыков, фантазии. Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста (младшего, и среднего дошкольного возраста). Учебный материал рассчитан по годам обучения. Продолжительность занятия – 15-20 минут.(в зависимости от возраста) Количество занятий в неделю – 2 раза. Учебная нагрузка в год- 72 часа 2.4. Оценочные материалы Для оценки результатов программы разработаны следующие материалы: - дневник педагогического наблюдения по темам……………………………………..(приложение 1); 2.5. Методические материалы - конспекты занятий - структура занятия (методика занятия) - приложения (схемы) 2.6. Структура проведения занятия Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 5 минут). Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются: Совершенствование навыков классификации. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. Активизация памяти и внимания. Развитие комбинаторных способностей. Закрепление навыков ориентирования в пространстве. Вторая часть – собственно конструирование. Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи: Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО. Развитие речи и коммуникативных способностей. Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ. 2.7. Рабочая программа (модули курсов) № месяц число 1. сентябрь 1.09 Время проведения 17.10-17.25 5.09 2 октябрь Модуль 1 (1 год обучения) Форма занятия Кол. Тема занятия часов Групповая 2 «Ознакомительное занятие «ТИКОконструктор», знакомство с деталями, способом крепления» 8.09 12.09 15.09 2 «Осенние листья» 1 19.09 22.09 26.09 29.09 3.10 1 2 «Морковка для зайчика» «Ягодка» «Мой детский сад» 6.10 17.10-17.25 Групповая 1 1 «Волшебный сундучок» «Веселый утенок» Место проведения Кабинет информационных технологий Кабинет информационных технологий Форма контроля 3. ноябрь 10.10 1 13.10 17.10 20.10 24.10 1 1 1 1 27.10 31.10 3.11 7.11 1 1 1 1 17.10-17.25 Групповая 10.11 1 14.11 1 1 4. декабрь 17.11 21.11 24.11 1 1 28.11 1 1.12 5.12 8.12 17.10-17.25 Групповая 1 1 1 12.12. 15.12 1 1 19.12 1 22.12 1 26.12 29.12 1 1 «Рыбки для аквариума» «Улитка» «Ворота для вольера» «Маленький ѐжик» «Полицейская машина» «Светофор» «Осенний лес» «Мостик через ручей» «Маленькая собачка» «Машина скорой помощи» Конструирование по замыслу «Разные домики» «Цветы для мамы» «Ваза в мамином столе» «Кустарники нашего города» «Забавный снеговик» «Ледяная горка» Конструирование по замыслу «Наш город» «Флаг России» «Елочка для деда мороза» «Новогодние игрушки» Конструирование по замыслу «Ледяной городок» «Чудо-сани!» Кабинет информационных технологий Кабинет информационных технологий 5 6 7. январь февраль март 9.01 12.01 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 2.02 6.02 9.02 13.02 16.02 20.02 23.02 27.02 2.03 6.03 9.03 13.03 16.03 20.03 23.03 27.03 30.03 17.10-17.25 17.10-17.25 17.10-17.25 Групповая Групповая Групповая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Робот» Кабинет «Лабиринт» информационных «Снежный ком» технологий «Снегоход» «Ледокол» «Машина с прицепом» По замыслу «Мельница» Кабинет «Колодец» информационных «Папин молоток» технологий Конструирование по замыслу «Папина мастерская» «Военный паровоз» «Танк» «Солнышко лучистое» «Плывут корабли» «Алые цветы» Кабинет «Мамино платье» информационных «Цыпленок во дворе» технологий «Кормушка для птиц» Конструирование по замыслу «Птичье гнездо» «Клетка для попугая» «Цирковой манеж» «Быстрая качель» Карусель 8. 9. апрель май 3.04 6.04 17.10-17.25 Групповая 1 1 10.04 13.04 17.04 20.04 1 1 1 1 24.04 27.04 1 1 4.05 17.10-17.25 Групповая 1 8.05 1 11.05 15.05 18.05 1 1 1 22.05 25.05 29.05 1 1 1 «Колобок из сказки» Конструирование по замыслу «Мой любимый сказочный герой» «Первый космонавт» «Ракета» «Строим дом» «Самолет для летчика» «Пожарная машина» «Огнетушитель» Кабинет информационных технологий «Деревья для нового парка» «Мой дедушка моряк!» «Вышка для солдата» «Мебель для кухни» «Мебель для гостиной» «Бабочки подружки» «Веселые лягушата» «Летняя площадка» Кабинет информационных технологий Модуль 2 (2 год обучения) № Месяц Число 1. сентябрь 2.09 6.09 09.09 Время проведения 17.10-17.30 Форма занятия Групповая Кол. часов 1 1 1 Тема занятия «Путешествие в страну ТИКО» «Деревья осенью» «Кустарники» Место проведения Кабинет информационных технологий Форма контроля Фотовыставка на сайте педагога 2 3. октябрь ноябрь 13.09 16.09 20.09 23.09 1 27.09 1 30.09 4.10 1 1 1 1 17.10-17.30 Групповая 7.10 11.10 1 1 14.10 18.10 1 1 21.10 25.10 1 1 28.10 1 1.11 4.11 17.10-17.30 Групповая 1 1 8.11 1 15.11 1 18.11 22.11 1 1 «Морковка в нашем огороде» «Ягодка на грядке» «Попугай Кеша» «Мебель в детском саду» «Детский сад» «Волшебный сундучок Лего друга» «Утенок» «Декоративные рыбки» «Улитка» «Вольер для крокодила» «Лесной ѐжик» «Полицейская машина» «Светофор на перекрестке» «Мостик через реку» «Больница для собачки «Машина скорой помощи» Конструирование по замыслу «Высотные дома» «Печка» «Цветы для мамы» Кабинет Выставка работ информационных технологий Кабинет информационных технологий Открытое занятие для родителей 4. декабрь 5 январь 6 февраль 25.11 1 29.11 1 2.12 6.12 9.12 17.10-17.30 Групповая 1 1 1 13.12. 16.12 1 1 20.12 1 23.12 1 27.12 1 30.12 10.01 13.01 17.01 20.01 24.01 27.01 31.01 3.02 7.02 10.02 14.02 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.10-17.30 Групповая 17.10-17.30 Групповая «Ваза для цветов» «Кустарники нашего города» «В гостях у Кабинет снеговика» информационных «Зимняя горка» технологий Конструирование по замыслу «Улицы города» «Герб и Флаг России» «Елочка в лесу» «Новогодние игрушки для елки» Конструирование по замыслу «Ледяной каток» «Сани для Маши!» «Елочная игрушка» «Робот» «Лабиринт» «Снежная крепость» «Снегоход» «Ледокол» «Грузовая машина» «Сани» «Мельница фермера» «Колодец» «Подарок для папы» Конструирование по замыслу «Папина Тестирование результатов Кабинет информационных технологий Совместная работа родителей и детей Кабинет информационных технологий Фотовыставка на сайт педагога 7. 8. март апрель 17.02 21.02 24.02 1 1 1 1 28.02 1 3.03 7.03 10.03 14.03 17.03 21.03 24.03 28.03 31.03 4.04 7.04 17.10-17.30 17.10-17.30 Групповая Групповая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11.04 14.04 18.04 21.04 1 1 1 1 25.04 28.04 1 1 мастерская» «Военный паровоз» «Танк» «Солнышко лучистое» Конструирование по замыслу «Весна пришла!» «Плывут корабли» «Алые цветы» «Мамино платье» «Цыпленок» «Кормушка для птиц» Конструирование по замыслу «Птичье гнездо» «Клетка для попугая» «Цирковой манеж» «Быстрые качели» «Карусель» «Рыбка из сказки» Конструирование по замыслу «Мой любимый герой» «Полет на луну» «Луноход» «Строим дом» «Самолет для летчика» «Пожарная машина» «Огнетушитель» Кабинет информационных технологий Тестирование Кабинет информационных технологий Опрос родителей 9. май 2.05 17.10-17.30 Групповая 1 5.05 1 12.05 16.05 19.05 1 1 1 23.05 1 26.05 30.30 1 1 «Деревья для Кабинет посадки» информационных «Мой дедушка технологий моряк!» «Вышка для солдата» «Мебель для ванны» «Мебель для спальни» Открытое занятие «Дружелюбные бабочки» «Веселые лягушата» «Площадка нашей мечты» 2.8.Литература ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА: 1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 2.Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007. 3.Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. 4.Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160173. 5.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ: 1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006. 2.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004. 3.http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.