Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 44 «Серебряное копытце» Принято: Педагогическим советом МАДОУ №44 «Серебряное копытце» Протокол № «___» _____________2024г. Утверждено: И. О. заведующего МАДОУ №44 «Серебряное копытце» Трофимовой М.М.__________ Приказ № _______________ «___» _____________2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ФОЛЬКЛОРНОМУ АНСАМБЛЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Веретёнце» Возраст учащихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Мельникова Н.С. педагог дополнительного образования г. Сухой Лог 2024г. Содержание I 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4. 1.1.5. 1.1.6. 1.1.7. 1.1.8. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. II 2.1. 2.2. 2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.3. III Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Актуальность общеразвивающей программы Отличительные особенности программы Адресат общеразвивающей программы Режим занятий, периодичность и продолжительность Объём и срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Форма подведения результатов Цели и задачи Учебный (тематический) план Содержание учебного (тематического)плана Планируемые результаты Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы Формы аттестации Список литературы Страницы 3 3 3 3 4 5 6 6 6 6 7 7 8 10 11 11 11 11 12 12 12 13 2 I. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка 1.1.1. Направленность общеразвивающей программы Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по фольклорному ансамблю «Веретёнце» (далее программа) – художественно-эстетическая. Уровень освоения программы – стартовый. Программа направлена на знакомство детей с народным творчеством и его неразрывной связью с бытом, трудом, жизнью крестьян; знакомит детей с праздниками и обрядами русского народа, решая задачу разрыва поколений и утраты связи с духовным наследием наших предков; формирует певческие навыки; обучает детей исполнению песен без музыкального сопровождения; учит сочетать пение с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного материала; знакомит детей с русскими народными играми и русскими народными музыкальными инструментами. Ознакомление детей с песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, пробуждают интерес к народной музыке. Педагог приобщает ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной. 1.1.2. Актуальность общеразвивающей программы Актуальность. Русский народный фольклор - это источник нравственного, эстетического, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщать детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». 3 1.1.3. Отличительные особенности программы Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, в нем заложены большие воспитательные и развивающие возможности. Детский фольклор способствует развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благодатная задача. Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей. 1.1.4. Адресат общеразвивающей программы Характеристика особенностей музыкального развития детей средней группы (4-5 лет). Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе две части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1 — си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки. Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в полной мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя. Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне. Характеристика особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, и расширяются слуховые ощущения. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. 4 Дети начинают проявлять в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироваться в пространстве, внимательнее реагируют на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям, дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на детских музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это является базой для разностороннего музыкального развития ребенка. Характеристика особенностей музыкального развития детей подготовительной группы (6-7 лет). Дети этого возраста подвижные, энергичные, активны во всех видах музыкальнохудожественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия. В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций. Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов. Дети 6-7 лет: - могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте; - могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов; - у детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений; - могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение; - способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкальноритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок; В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно коммуникативных навыков. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 19 человек. Такой количественный состав позволит соблюдать технику безопасности, а также позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 5 1.1.5. Режим занятий, периодичность и продолжительность Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Общее количество часов в неделю - 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 1.1.6. Объём и срок освоения программы Объем часов по программе составляет 72 часа в год. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. 1.1.7. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих методах обучения детей; для того, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами, найти для себя занятие по душе. При реализации программы используется традиционная модель – линейная последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. В соответствии с учебным планом в объединениях по интересу сформированы группы обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав группы постоянный. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до 19 человек. Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего объединения 19 человек. Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -10 человек. Основные формы работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. Методические приемы: � � � � � наглядный, словесный, практический; беседы с детьми о праздниках и обычаях; слушание русских народных песен, сказок; разучивание песен, игр, хороводов, игра на детских музыкальных инструментах; инсценировки песен и малых фольклорных форм; 1.1.8. Форма подведения результатов � � � � � � Занятия интегрированного типа; Развлечения; Театрализованные представления, концерты; Календарные праздники; Видео и фотоматериалы; Отзывы родителей, педагогов ДОУ. 6 1.2. Цели и задачи Цель: развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных воспитанников и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в учреждениях культуры и детского творчества. Задачи программы Образовательные: � � � � � � � работа над дыханием и опора звука; работа над развитием гармонического слуха, чистотой интонирования; работа над строем, ансамблем; устранение дефектов в звукообразовании; воспитание навыков пения без сопровождения; развитие творческих способностей; разучивание календарно-обрядовых песен. Воспитательные: � сформировать у учащихся сознательный и стойкий интерес к традиционной народной песне; � передача от поколений в поколения традиционных ценностей и норм, обычаев и образцов поведения. Развивающие: � � пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к народной песне; познакомить детей с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор; � познакомить детей с детским песенным фольклорам. 1.3. Учебный (тематический) план 1 год обучения № Название раздела, Количество часов п/п темы Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 1 1 2 2 Считалки, игровые 2 10 12 песни. 3 Прибаутки. 4 12 16 Приговорки. 4 Колыбельные 4 12 16 песни. 5 Небылицы. 6 22 28 Дразнилки. Формы контроля Промежуточная аттестация в виде концерта/ концертного выступления. Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. Промежуточная аттестация в виде концерта/ концертного выступления. Итоговая аттестация в виде концерта/ конкурса. 74 7 2 год обучения № п/п 1 Название раздела, темы Вводное занятие 2 3 Хороводные и плясовые песни. Шуточные песни. 4 Игровые песни. 5 Частушки. Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего 1 1 2 Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 4 18 22 Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 4 18 22 Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 6 14 20 Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 2 8 10 Итоговая аттестация в виде концерта/ конкурса. 76 3 год обучения № п/п 1 2 3 4 Название раздела, темы Вводное занятие Календарно обрядовые песни осеннего цикла. Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла. Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла. Количество часов Теория Практика Всего Формы контроля 1 4 2 20 2 24 6 20 26 Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 4 20 24 Итоговая аттестация в виде концерта/ конкурса. Промежуточная аттестация в виде концерта/концертного выступления. 76 1.4. Содержание учебного (тематического)плана Первый год обучения Тема№1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ и ПБ. Беседа по теме: правильная постановка корпуса (положение головы и корпуса, участие и характер мимики и жестикуляции в процессе пения); - голосовой аппарат; - артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык, щёки); - дыхательный аппарат: полость носа, рта, носоглотки, гортани, дыхательного горла - трахея, бронхи, лёгкие, мышцы управляющие дыханием; - типы певческого дыхания: ключичное, грудное, брюшное, смешанное; - гигиена певца. Тема№2.Считалки, игровые песни Считалки: «Баба сеяла горох», «Тики, тики, тики, таки», «Раз, два, три, четыре, пять». Игровые песни: «Дударь», «Баба Ёжка», «Ткачиха», «Подушечка», «В хороводе были мы», «Олень». 8 Тема№3. Прибаутки. Приговорки Прибаутки: «Петушок», «Ай дуду, ай дуду», «Веники», «Молодой дроздок», «Тень, тень, потетень». Приговорки: «Божья коровка», «Ванька-встанька», «Сорока-белобока». Тема№4. Колыбельные песни «Котенька-коток», «Идет кисонька из кухни», «У кота воркота», «А котики серые». Тема№5. Небылицы. Дразнилки Небылицы: «Из-за леса, из-за гор», «Долговязый журавель», «Квашня». Дразнилки: «Фёкла-пышка», «Упал Ваня с потолка», «Рёва-корова», «Прокоп-укроп». Второй год обучения Тема№1. Вводное занятие Инструктаж по ПБ и ТБ. Закрепление пройденного песенного репертуара. Беседа по теме: правильная постановка корпуса (положение головы и корпуса, участие и характер мимики и жестикуляции в процессе пения); - голосовой аппарат; - артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык, щёки); - дыхательный аппарат: полость носа, рта, носоглотки, гортани, дыхательного горла - трахея, бронхи, лёгкие, мышцы управляющие дыханием; - типы певческого дыхания: ключичное, грудное, брюшное, смешанное; - гигиена певца. Тема№2.Хороводные и плясовые песни Хороводные песни: «Ходит матушка весна», «Коровушка», «Земляничка-ягодка», «Как у наших у ворот», «По-за городу гуляет». Плясовые песни: «Во городе бел козел», «Во горнице во новой», «Ворон ты, наш ворон», «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Верба», «Милая Авдотья», «Во поле орешина». Тема№3.Шуточные песни «Ой вставала я ранёшенько», «Никанориха», «Блины», «Расскажу тебе кума», «Муха в баню прилетела». Тема№4.Игровые песни «Было у матушки 12 дочерей», «Ай, чу-чу», «Уж ты, коваль, ковалечек», «Как по мостику тесовому». Тема№5. Частушка «Поиграй гармошка наша», «Мы с веселой песней дружим», «Эх ты, Пронька», «Не судите, люди добры», «Куда солнышко садится», «Частушки», «Чеботуха». Третий год обучения Тема№1.Вводное занятие Инструктаж по ПБ и ТБ. Закрепление пройденного песенного репертуара. Беседа по теме: правильная постановка корпуса (положение головы и корпуса, участие и характер мимики и жестикуляции в процессе пения); - голосовой аппарат; - артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык, щёки); 9 - дыхательный аппарат: полость носа, рта, носоглотки, гортани, дыхательного горла - трахея, бронхи, лёгкие, мышцы управляющие дыханием; - типы певческого дыхания: ключичное, грудное, брюшное, смешанное; - гигиена певца. Тема№2. Календарно обрядовые песни осеннего цикла «Осень», «Как на талую на землю», «Раздайтеся, расшатайтеся», Наш Кузьма хорошенький», «Жнеи молодые». Тема№3. Календарно обрядовые песни зимне-весеннего цикла «Коляда», «Уж как шла коляда», «Сею, вею, посеваю», «Сеем, сеем», «А мы масленку дожидались», «Как на масленой неделе», «Блины», «Едет Масленица», «Жаворонок дуда», «Весна-красна», «Гори, гори ясно», «Солнышко покажись», «Ой, кулики, жаворонушки». Тема№4.Календарно обрядовые песни весенне-летнего цикла «Во поле березонька стояла», «Ты не радуйся», «На гряной неделе русалки сидели», «Вот сегодня Троица», «Ой, сеяли девки лён», «Ты не стой, не стой колодец», «Бояре вы зачем пришли?», «Кострома, ты, Кострома», «Проводы Костромы», «Ой, рано на Ивана», «Как Ивановы дочки», «Как Иван да Марья». 1.5. Планируемые результаты 1 года обучения Работа над чистотой интонации, развитие координации между голосом и слухам. Учащиеся должны знать: скороговорки, небылицы, прибаутки, потешный фольклор, колыбельные песни. Диапазон песен – большая терция, чистая кварта от ноты до первой октавы до-фа первой октавы; 2 года обучения Учащиеся должны знать: требования 1 года обучения, исполнять песни с ударными инструментами, знать жанровые песни. Продолжается работа над чистотой интонации и над дыханием. Расширение диапазона голоса до-ля первой октавы. 3 года обучения Учащиеся должны знать: требования 2 года обучения, уметь исполнять частушки, плясовые песни простые по интонационному языку. Продолжается работа над чистотой интонации, работа над дыханием и над развитием гармонического слуха. По окончании курса обучения Учащиеся должны уметь сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания, научится петь осмысленно и выразительно. Научится бережно относится к музыкальным традициям как своего, так и других народов, а также уметь: интонационно точно петь выученные партии; петь в грудном и головном регистрах; умение применять теорию в практике; единая певческая манера, диалект; 10 цепное дыхание; опора звука; отчетливая и выразительная дикция; умение применять народно-исполнительские приемы («спад звука», «гуканье», игра словом и т. д.); умение владеть высокой певческой позицией; умение владеть певческим дыханием. II Организационно-педагогические условия 2.1. № 1 2 3 4 5 6 7 8 № 1 2 3 4 5 6 7 8 № 1 2 3 4 5 6 7 8 Календарный учебный график 1 год обучения 2023-2024гг Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 2 год обучения 2024-2025гг Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 3 год обучения 2025-2026гг Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 2.2. Учебный год 37 2 74 17 20 4 сентября текущего года 31 декабря – 8 января 31 мая текущего года Учебный год 38 2 76 17 21 2 сентября текущего года 29 декабря – 8 января 30 мая текущего года Учебный год 38 2 76 18 20 1 сентября 31 декабря – 11 января 29 мая текущего года Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Кабинет для занятий – музыкальный зал МАДОУ № 44, учебная мебель, соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Оборудование: звукотехническое оборудование (микшерский пульт, колонки, синтезатор, компьютер). Музыкальные инструменты: 11 фортепиано, скрипка, гитара, синтезатор. ложки деревянные - по количеству детей. трещотка плоская- 5 шт. трещотка круговая-2шт. гусельки-2 шт. маракасы - по количеству детей. барабаны-10 шт. тарелки (цимбалы) -2 шт. колокольчики- по количеству детей бубны, тамбурины - по количеству детей. треугольники-10 шт. блокфлейта-2 шт. Информационное обеспечение: Аудиоматериалы, видеоматериалы, интернет ресурсы. 2.2.2. Кадровое обеспечение Мельникова Н. С. - педагог дополнительного образования, стаж педагогической деятельности 10 лет. Образование: 2014 год ГБОУ СПО Свердловской области «Асбестовский колледж искусств» г. Асбест, специальность «Сольное и хоровое народное пение», квалификация – руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, артист хора и ансамбля. 2019 год ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры» г. Челябинск, специальность «народная художественная культура» (руководство этнокультурным центром). 2019г.ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» профессиональная переподготовка «Педагогика дополнительного образования. Педагогические системы развития творчества», 320 часов. 2019год ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры» г. Челябинск, «Педагогическое образование» в сфере преподавания этнокультурных дисциплин.250 часов. 2.2.3. Методические материалы Специальная литература, методические разработки, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы, видеоматериалы, аудиоматериалы, презентации и тп.), разработки конспектов, структура занятия. Структура занятия: 1. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Основная часть: � Беседа � Пение, � инсценировки. � Музыкально-ритмические движения, музицирование. 4. Игра. 5. Релаксация (слушание музыки). 2.3. Формы аттестации Промежуточная аттестация в виде концертного выступления. Итоговая аттестация в виде отчётного концерта/участия в конкурсах. 12 Механизм оценки: Обучающиеся интересуются новым, неизвестном в окружающем мире; Проявляют эмоционально-положительное отношение к истокам национальной культуры, социальному опыту народов; Задают вопросы взрослым о народах, живущих на территории России, об их культуре, обычаях, традициях, праздниках, играх; Эмоционально реагируют на музыкальные, фольклорные, литературные произведения народов России. Критериями оценки качества исполнения могут являться: - точное знание слов песни; - точное знание партии; - стремление к соответствующей стилю манере пения; - стремление к соблюдению диалектных особенностей; - эмоциональность исполнения; - соответствие художественному образу песни. Критерии оценивания выступления: Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом. Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых. Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие III Список литературы 1. Андриевская Ж. В. Русская изба: познавательные рассказы для детей/ Ж. А. Андриевская. – Ростов н/д: Феникс, 2023. 2. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999. 3. Дубовик С. В. Хоровод круглый год: сценарно-методические материалы. Часть I/ С. В. Дубовик. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2015. 4. Дубовик С. В. Хоровод круглый год: Сценарно-методические материалы для детских народных коллективов, часть IV. Серия «В помощь народно-хоровым коллективам», выпуск XXXII. – Екатеринбург: СГОДНТ, 2015. 5. Дубовик С. В., Черкасова О. Л. Хоровод круглый год. Сборник сценарно-методических материалов для детских народно-хоровых коллективов, часть II. Серия «В помощь народно-хоровым коллективам», выпуск – XIX. – Екатеринбург: СГОДНТ, 2010. 6. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М.: Айрис-Пресс, 2007. 7. Засыпкина Т. А., Во горнице, во светлице: репертуарный сб. для детского ансамбля народной песни. – ЧГАКИ; - Челябинск, 2004. 8. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду» Творческий центр. Москва. 2006г. 9. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П. «Детство – Пресс», 2008. 10. Мельников М.Н. Русский фольклор. М., 1987. 11. Мерзлякова С. И., Комалькова Е. Ю. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые 13 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые, Москва.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001, 56с. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999 Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000. Овсянникова Н. А. Как во нашем дому. Учебно-методическое пособие / Сост. Н. А. Овсянникова. – Новосибирск, типография «АртПресс», 2011, 160с.ю Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009г. Сорокин П. Песенные узоры. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Выпуск 1. – Москва. «Музыка», 1987г Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г 14