1 СОДЕРЖАНИЕ: 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 4 1.1. Пояснительная записка. 4 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы. 4 Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы. 5 Отличительные особенности программы. 6 Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы. 7 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. 9 Объем и срок освоения программы. 9 Особенности организации образовательного процесса. 9 Форма организации образовательного процесса. 9 Виды занятий. 10 Форма проведения результатов. 10 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 11 2.1. Учебный (тематический) план. 13 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 15 2.3. Планируемые результаты. 30 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 32 2 3.1. Календарный учебный график. 32 3.2. Условия реализации программы. 32 Материально-техническое обеспечение. 32 Кадровое обеспечение. 34 Методические материалы. 34 3.3 Форма аттестации. 35 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 37 ПРИЛОЖЕНИ 3 1. КОМПЛЕКС ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы «Очумелые ручк» - художественная с использованием нетрадиционных техник рисования, лепки и аппликации. Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Многие учѐные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому ценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всѐ более свободной, радостной и успешной! В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Необычные техники рисования, лепки и аппликации напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. 4 Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Актуальность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, учитывая влияние художественно-творческой деятельности на всесторонне развития личности ребѐнка, нами был организован кружок по изобразительной деятельности с использованием различных технологий рисования, лепки и аппликации «Очумелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста. Программа разработана в соответствии с международными правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), (далее – Закон № 273-ФЗ); Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от оз.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16); Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.08.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30. 09. 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018г. №196»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; приказ Начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности новизна программы по нетрадиционным техникам рисования, лепке и аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются, природные и бросовые материалы. 6 Нетрадиционные методы доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. ДООП «Очумелые ручки» по разделу «изобразительная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС ДО на основе авторских программ К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»; Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет»; З. Д. Коваленко «Аппликация семенами»; А.В. Никитина Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей Педагогическая целесообразность: Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Адресат программы «Очумелые ручки». Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приѐмами работы, которые ребѐнок уже в силах запомнить. 7 В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определѐнные знания относительно рисования, лепки и аппликации, приобретѐнные раньше, поэтому педагог имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретѐнных. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чѐтко продуманной системой объединения занятий разного типа. Используются два типа занятий по рисованию, лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребѐнком (по его замыслу). Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : -Развивает уверенность в своих силах. -Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . -Развивает мелкую моторику рук. -Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии. -Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. -Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Что касается лепки, то в еѐ процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику 8 лепки, ребѐнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Продолжительность одного занятия с детьми 5-6 лет составляет – 25- 30 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся в игровой форме два раза в неделю во второй половине дня в рамках работы кружка. Объѐм и срок освоения программы. Образовательный процесс по реализации данной программы рассчитан на 38 недель. Объем программы - 72 часа.. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию. Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса. При проведении занятий используются следующие формы работы:: - групповая (обучающиеся выполняют задание в группе) - фронтальная (обучающиеся работают синхронно под управлением педагога); - самостоятельная; - работа в парах (более сильные обучающиеся помогают слабым). Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) с демонстрацией визуального ряда; а также практическую 9 деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и пальчиковыми играми. Виды занятий: беседа, просмотр презентаций, практические занятия, подготовка к конкурсам. Формы подведения результатов – организация выставки, участие в конкурсах. - 10 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Развить у детей фантазии, воображения, творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования, лепки и аппликации. Задачи программы: Образовательные: обучить нетрадиционным способам изображения с использованием различных материалов; знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений; подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности; формировать умение оценивать созданные изображения; Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов); развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; 11 воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательности по отношению к окружающим воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его. К концу реализации программы дети 5-6 лет могут: Различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знают особенности изобразительных материалов. В рисовании Создают изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняют узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства. В лепке Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, и движения фигур. В аппликации Изображают предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями. 12 2.1. Учебный (тематический) план. Программа «Очумелые ручки» это система занятий по рисованию, лепке и аппликации с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам. Концепция задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и этого содержания, которое представлено по данной возрастной группе. № п/п Тема разделов занятий СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие. 2.Осень-удожница. 3.Овощи и фрукты. 4. Домашние животные. 5. Деревья. ОКТЯБРЬ 1.В лесу. 2. Мой любимый папочка. 3.Подводный мир. 4.Городские птицы. 1.Поздняя осень. НОЯБРЬ 2.Из чего сделаны предметы (неживой мир вокруг нас). 3.Живая природа. 4.Моя мама самая, самая. 5. Неделя творчества. 1.Здравствуй, Зимушка-зима. ДЕКАБРЬ 2.Птицы зимующие и нелетающие морские. 3.Скоро, скоро новый год! 4.Новогодний праздник. Количество занятий 1 1 3 3 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 3 3 3 13 ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ 1.Каникулы. 2.Калядки. 3. Неделя игры в игрушки. 4.Зимние забавы. 1.День влюбленных. 2. Птицы далеких стран (экзотические птицы). 3.Защитники отечества. 4. Дикие животные. 5. Масленица. 1. Женский праздник. 2. Весна пришла. 3. Театральная неделя. 1.Неделя детской книги. 2.Космос. 3.Мир профессий 4.Пасха 1. Деревья и кустарники. 2.Цветы. 3.Насекомые. 4.Здравствуй. Лето! 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 3 3 1 2 2 2 3 1 Всего за год обучения: 72 занятия. 14 2.2. Содержание учебного (тематического) плана. Месяц Тема недели СЕНТЯБРЬ 1.Вводное занятие. Тема занятия «Цвета и оттенки красок». Техника Материалы к занятию Беседа. Презентация на носителях. 2.Осеньудожница. «Осенний лес». Аппликацияколлаж. Рисунок образец, альбомный лист, клей, геометрические фигуры овальной и круглой формы, х/б салфетки. 3.Овощи и фрукты. «Гроздь винограда». Лепка с использование пластиковых крышек. Муляж - грозди винограда. 1/2 листа картона, пластилин, пластиковые крышки, стек, дощечки для лепки (на каждого ребенка). «В садах созрели Метод тычка. яблоки». Формы аттестации/контр оля Рисунок образец, альбомный лист с контуром веточки с яблоками, гуашь, кисточка, листок бумаги 15 для проверки цвета, влажные салфетки. ОКТЯБРЬ «Овощи в корзине». Метод тычка Рисунок образец, ватными палочками. альбомный лист с нарисованной корзиной, гуашь, ватные палочки влажные салфетки. 4. Домашние животные. «Муркотик». 3 часа. .Аппликация из салфеток. Бумажные салфетки, пластиковые глазки. Клей, ножницы, шаблон котика на каждого ребенка. 5. Деревья. «Осеннее дерево». Барельеф из пластилиновых колбасок. Картон, пластилин, пуговицы, дощечка для лепки (на каждого ребенка). «Листопад». Метод тычка ватными палочками Альбомный лист с контуром деревьев, гуашь, ватные палочки. «Мухомор». Аппликация объемная. Картонные круги (красным и зеленым цветом, по 2 части на 1.В лесу. 16 каждого ребенка), цветная бумага (белая и зеленая), клей ПВА, чашечки для клея, кисть щетина, влажные салфетки, клеенка. «Сочная ягода- Аппликация из малина». ватных дисков с элементами рисования. ½ листа бумаги с контуром ягоды малины, ватные диски, гуашь (красного цвета), кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. 2. Мой любимый папочка. «Открытка для папы». Аппликация объемная. Картон черного цвета, красная цветная бумага, пуговицы, клей, ножницы. 3.Подводный мир. «В синем море, Рисование белой пене». пупырчатой пленкой. Фон – морское дно на листе альбома, круги, вырезанные из пупырчатой пленки, кисти для акварели, гуашь, влажные салфетки. «Медузы». Фон А4, трубочки, акварельные краски, Кляксография. 17 кисти для акварели стаканчики с водой, влажные салфетки, клеенка. 4.Городские птицы. «Ворона». «Воробей рябиновой ветке». НОЯБРЬ 1.Поздняя осень. «Кленовые листочки». Аппликация объемная (гармошкой). на Аппликация из ватных дисков, бархатной бумаги и картона. Обрывная аппликация. Цветная бумага (черного и желтого цветов с нарисованными деталями), фон для ворон А4, кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. ½ листа картона (оранжевого цвета) с нарисованной веткой рябины, детали из картона коричневого цвета, бархатная цветная бумага, глазки, ватные диски, кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. Аппликация-образец, Проведение Заготовки из белого выставок детских картона кленовых работ. листочков, цветная 18 бумага желтого, зеленого красного и оранжевого цветов, кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. «Первый снег». Рисование пальчиками. Тонированные темно синим цветом листы бумаги, иллюстрации с зимним пейзажем, белая и коричневая гуашь 2.Из чего сделаны предметы (неживой мир вокруг нас). «Украшение вазы». 2 часа. Аппликация семенами. Пластилин, доски для лепки (на каждого ребенка), стеклянная баночка, семена тыквы, кабачка, дыни, арбуза, фасоли. 3.Живая природа. «Рыбка в аквариуме». Аппликация конфетти. Заготовки рыбки (детали для рыбки), пайетки, аквариум – фон, клей ПВА, ножницы на каждого ребенка, жесткие кисти, миски для клея подкладная клеенка. 19 ДЕКАБРЬ «Лесной олень». Лепка с использованием бросового материала. Капсулы от киндер _ сюрприза, подставка из картона в форме полянки пластилин (коричневого, черного, белого цвета), веточки, клеенка, стек, влажные салфетки. 4.Моя мама самая, самая «Бумажный букет для мамы». Аппликация с использованием втулок. Цветная зеленая и красная бумага, втулки, клей, ножницы, х/б салфетки. 5. Неделя творчества. «Разноцветные котики на заборе лунной ночью». Коллективная работа. (2 часа) Рисование цветными мазками 1.Здравствуй, Зимушка-зима. «Зимний лес». Аппликация из полосочек. ½ листа ватмона, силуэты котиков, акварельные краски, гуашь темносинего или черного цвета, коричневая гуашь, белая гуашь зубные щетки, кисти. Цветные полоски (белого, коричневого и черного цветов, клей ножницы на каждого ребенка) «Зимнее утро». Аппликация из трафаретов. ½ листа картона голубого цвета, заготовленные трафареты дерева, куста, солнца, кисть жесткая, 20 чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. 2. Птицы зимующие и нелетающие морские. 3.Скоро, скоро новый год! «Совушки». Рисование втулкой. Цветная бумага - синяя с нарисованной веткой, втулки, пластиковые глазки, гуашь: белая, серая. «Пингвин». Лепка с использованием бросового материала. Пластилин черного и белого цветов, капсула киндер-сюрприза, пластиковые глазки, семена подсолнечника «Пингвин на льдине» Аппликация объемная. Основа плотная - фон для аппликации (северное сияние), трафарет пингвина, лапок, клюва, льдины, пластиковые глазки, заготовки кругов для животика, пайетки. «Зимние деревья». Рисование втулкой. Тонированная бумага, заготовленная резная втулка, (коричневая, белая гуашь), тарелочки 21 для краски, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, клеенка. 4. Новогодний праздник. ЯНВАРЬ «Елочка». Рисование солью. Альбомные листы, клей, гуашь, соль морская, мягкие кисти, баночки с водой, тряпочки. Картонный конус, ватные диски, пайетки, клей ПВА, кисточки жесткие для клея, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. «Праздничная елочка». Аппликация из конуса и ватных дисков. «Снегурочка». 3 часа. Пластилиногрфия. «Морозные узоры на окне». Рисование восковой Альбомный лист, свечей и акварелью. восковая свеча, акварельные краски, баночки с водой, кисти для акварели, влажные салфетки, клеенка. «Рождественски Аппликация из Пластилин, доски для лепки (на каждого ребенка). 1.Каникулы. 2.Калядки. Ватные диски, 22 ФЕВРАЛЬ й ангел». ватных дисков и пенопластовых шариков. пенопластовые шарики, ленточки, пайетки (снежинки или звездочки), кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. 3. Неделя игры в игрушки. «Снежный шар со снеговиком». Аппликация из ватных дисков. Заготовки снежного шара ватные диски разной ширины, пластиковые глазки, пайетки. 4.Зимние забавы. «Снежная семья». Тычок жесткой полусухой кистью. Листы синей, голубой цветной бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисти, баночки с водой, тряпочки. «Шишки на ветке». Метод тычка. «Конфетная валентинка». Аппликация из конфетных фантиков. Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки. Картон красного цвета в форме сердца, конфетные фантики, вата, трафареты личика ручек и ножек ангелочка, клей, жесткая кисть. 1.День влюбленных. Проведение выставок детских работ. 23 2. Птицы далеких стран. «Павлин» «Розовый фламинго» 3.Дикие животные. Рисование ладошками. Альбомный тонированный лист, гуашь в тарелочках (синего, желтого, красного цветов), влажные салфетки, клеенка. Лепка с использованием бросового материала. Капсулы от киндер – сюрприза, пластилин (разового, синего, черного, белого цветов), заготовки крылышек из картона (2 шт, на каждого ребенка), пластиковые трубочки красного цвета (2 шт, на каждого ребенка), стек, влажные салфетки, клеенка. «Еж». Аппликация крупой. Основа-фон для аппликации с контуром ежика, клей, крупа: гречневая, пшенная. «Белка с Лепка из Капсулы от киндер24 МАРТ орешками». пластилина в сочетании с бросовым и природным материалами. сюрприза, орех- фундук пластилин, стек, доски для лепки. 4.Защитники отечества. «Военный бинокль». Аппликация из втулок. Втулки, окрашенные в зеленый цвет, паралоновая губка зеленая, заготовленные полоски (зеленого цвета), звезды красные, кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. 5. Масленица. «Красавица Масленица». Аппликация объемная (гармошкой). Прямоугольники цветной бумаги (красная, белая), заготовленное лицо и косыночка, кисть жесткая, чашечки для клея, влажные салфетки, клеенка. Альбомный лист с нарисованной веточкой, цветная соль, клей, 1. Женский праздник. . «Веточка мимозы». Аппликация цветной солью. 25 влажные салфетки. 2. Весна пришла 3. Театральная неделя. «Цветок в подарок маме». Аппликация из полосок. ½ листа цветной бумаги нарезанного на полосочки, заготовленные восьмерки из фоамирана, бамбуковые палочки, клей ПВА, влажные салфетки, клеенка. «Ранняя весна». Монотипия пейзажная. Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. «Подснежники». Пластилинография. Пластиковые крышки, пластилин (голубого, белого, зеленого цвета), стек, влажные салфетки, клеенка. «Портрет клоуна». Аппликация с использованием бросового материала. Заготовки лица клоуна, бумажные цветные салфетки, пластиковые глазки, ножницы на каждого ребенка, клей. «Карнавальная маска - филин». Аппликация из бумажных трафаретов. Цветная картонная заготовка маски, заготовки бумажных 26 АПРЕЛЬ 1.Неделя детской книги. 2.Космос. кругов, геометрические фигуры черного цвета треугольники, клей ПВА, чашечки для клея, пайетки, влажные салфетки, жесткие кисти, Х/Б салфетки, клеенка. Основа – фон, разноцветный пластилин, бросовый материал, подкладная клеенка. «Кошкин дом». 2 часа Пластилинография. «Царевна лебедь». . Аппликация из свернутых полосок. Лист бумаги с фоном и контуром лебеди, нарезанные полоски шириной 1,5 см., клей ПВА, кисть жесткая миски для клея, влажные салфетки. «День космонавтики». 2 часа. Гравюравыцарапывание. Восковая свеча, гуашь черного цвета, лист картона, стек для выцарапывания космических объектов. «Наша планета – Пластилинография Земля». Пластилин, клеенка, салфетки, картон А-5 27 черного цвета. МАЙ 3.Мир профессий. «Медсестра». 4.Пасха. «Ваза с веточкой Аппликация с вербы». использованием ваты. Цветная бумага, клей, ножницы на каждого ребенка, вата. «Пасхальные яйца». Роспись гуашью по трафаретам. «Весенние березки». Рисование пупырчатой пленкой. Бумажные шаблоны яиц, трафареты, гуашь тонкие кисти, баночки с водой тряпочки. Лист тонированной бумаги с нарисованными стволами берез, заготовленные овалы пупырчатой пленки, гуашь (зеленого, желтого цвета), тарелочки для краски, влажные 1.Деревья и кустарники. Аппликация из втулок. Втулки, обклеенные белой бумагой, готовые полосочки желтого цвета, детали халата медсестры, готовые глазки/губки, клей ПВА, чашечки для клея, пайетки, влажные салфетки, жесткие кисти, Х/Б салфетки, клеенка. Проведение итоговой выставки детских работ 28 салфетки, клеенка. 2.Цветы. 3.Насекомые. «Веточка сирени». Рисование ватными палочками. ½ листа тонированной бумаги с нарисованной веткой сирени, гуашь смешанная, чашечки для краски, ватные палочки, влажные салфетки, клеенка. «Пушистый одуванчик». Рисование втулкой. Фон для рисования одуванчика, готовые резные втулки, белая гуашь, тарелочки для краски, влажный салфетки, клеенка. «Луговые цветы». Рисование вилкой. Тонированная бумага, гуашь (голубая, красная, желтая), вилки пластиковые на каждого ребенка, тарелочки для краски, влажные салфетки, клеенка. «Бабочка над лугом». Монотипия. Альбомные листы, гуашь, шаблоны бабочек, кисти, баночки с водой 29 тряпочки, акварельные краски. 4.Здравствуй. Лето! «Пчела». Лепка из пластилина в сочетании с бросовым материалом – цветные крышки. Пластилин, разноцветные капсулы от киндерсюрпризов, стек, заготовка цветка для пчелки, вырезанная из картона, прозрачные пластиковые крылышки дощечки для лепки (на каждого ребенка), пластилин черного, белого цветов. «Гусеница». Лепка из пластилина в сочетании с бросовым материалом (киндер-сюрприз). Пластилин зеленого цвета, капсулы киндерсюрприза, заготовка листика для гусеницы, вырезанная из картона «Лягушка». Аппликация – игрушка. Заготовка листика кувшинки, вырезанного из зеленого картона, заготовки геометрических фигур начерченных на цветной бумаге зеленого 30 цвета, ножницы на каждого ребенка, клей, кисточки для клея. В течение всего учебного года проводятся консультации и мастер-классы для родителей и педагогов. 2.3. Планируемые результаты. Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и личностных результатов: Предметные результаты: - формирование знаний у обучающихся о нетрадиционных техниках рисования, лепки и аппликации; - знания, умения, навыки необходимые в процессе освоения нетрадиционных техник в рисовании, в лепке, в аппликации; - практические навыки (выполнение творческих работ с использованием нетрадиционных техник). Метапредметные результаты: - проявление творческой активности обучающегося; - повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, мелкой моторики в процессе рисования, лепки и аппликации; - развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования, лепки и аппликации. Личностные результаты: - повышение уровня сформированности коммуникативных навыков через обращение в коллективе, художественноэстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к творчеству; - соблюдение техники безопасности при выполнении работ с различными художественными материалами; - сформированные навыки здорового и безопасного образа жизни. 31 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Начало занятий Количество часов Количество учебных недель Количество часов в неделю Недель в первое полугодие Недель во второе полугодие Выходные дни Окончание учебного года 1 сентября 72 часа 38 недель 2 часа 18 недель 20 недель 31 декабря – 8 января 31 мая 3.2.Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Художественные материалы: 1. Мольберты 2. Ноутбук 3. Кисть жесткая 4. Кисть беличья 5. Краски гуашевые. 6. Краски акварельные 7. Альбом для рисования 32 8. Цветной картон. 9. Цветная бумага 10. Клей. 11.Ножницы. 12.Пластилин. 13.Стеки. 14.Доски для пластилина. 15.Корзинки для раздаточного материала. 16.Миски для клея. 17.Бросовый материал. Наглядные пособия: 1. Видео презентации 2. Наборы наглядно – демонстрационного материала 3. Видеоролики с физминутками. Техническое оборудование: 1. Музыкальное сопровождение на носителях 2. Музыкальные колонки 3. Ноутбук 4. Повод HDMI 5. Телевизор. 33 Кадровое обеспечение. Должность – педагог дополнительного образования. Методические материалы: Специальная литература, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фото и видеоматериалы) , разработки конспектов, образцы творческих работ, которые будут использоваться на занятиях. Методы обучения и воспитания. 1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приѐмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии; 4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы. Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, лепки и аппликации; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. 34 3.3. Формы аттестации/контроля. Формы оценочных средств: - журнал посещаемости; - аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях; - фотоотчет; - для улучшения качества работы кружка прикладываются отзывы родителей (законных представителей) обучающихся об открытых занятиях и выступлениях и тд. Формы итоговой аттестации: - аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; - демонстрация результатов освоения программы в форме отчетных выставок. В качестве контроля работы проводится педагогическая диагностика для улучшения качества проводимых занятий по программе «Очумелые ручки». В процессе работы наблюдения педагог определяет те виды деятельности, которые вызвали затруднения или оставили детей равнодушными, в связи с тем акцент ставится не только на ошибках исполнения, сколько на поиске приемов, облегчающих детям освоения материала. По каждому виду деятельности определяется уровень развития детей. Данные заносятся в таблицы. Диагностика проводится по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Цель диагностики: - определение уровня освоения программы. Метод диагностики: - наблюдение Условные знаки освоения программы: Высокий уровень «+» ребенок справляется с программой, словарный запас соответствует программным требованиям, называет все слова по каждой теме, задания выполняет самостоятельно, в диалоге дает четкие ответы. Средний уровень «?» ребенок усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой, испытывает определенные затруднения, задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога, в диалоге ответы не четкие. 35 Низкий уровень «-» ребенок усвоил менее половины объема знаний предусмотренных программой, испытывает затруднения в выполнении заданий. А так же организуются выставки творческих работ воспитанников. 36 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 37 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 38 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, используемая при составлении программы: 1. Дубровская, Н.В. Мозаика. Наглядно-методическое пособие/ Н.В. Дубровская. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.- 64 с.: цв.. ил. 2. Колдина, Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий/ Д. Н. Колдина. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 -64 с.: цв. вкл. 3. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий:/ Д. Н. Колдина. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 -64 с.: цв. вкл. 4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей}/ А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2014. – 96 с. + 16 с. цв. вкл. 5. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир / К. К. Утробина, Г.Ф.Утробин. – М: Издательство «ГНОМ », 2001. – 64с. Интернет ресурсы: 1. 2. 3. http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/385-fizminutka-buratino https://nsportal.ru http://www.maam.ru Литература для обучающихся (родителей) 1. Дубровская, Н.В. Мозаика. [Наглядно-методическое пособие]/ Н.В. Дубровская. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО 39 «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.- 64 с.: цв.. ил. 1. Крош, Е. Аппликации из салфеток/ Елена Крош.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 63 с.: ил. 2. Мамаева, О. А. Мастерим с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 80 с.: цв. вкл. 3. Белошистая, А. В. Рисуем и мастерим с детьми 5-7 лет. – Издательство Владос. 2013. 40 Приложения 41 Умение различать жанры и виды искусства нг кг Умение правильно держать карандаш и проводить линии или штрихи только в одном направлении Умение использовать различные приемы работы с кистью Знание основных цветов и оттенков Изобразительны е навыки нг нг нг кг Рисование Технические навыки кг нг кг Цветово сприяти е нг кг Умение создавать образы разных предметов и игрушек Умение объединять образы в коллективную композицию Умение правильно держать ножницы и нг кг нг кг нг кг нг кг нг Умение аккуратно наклеивать изображение, состоящее из нескольких частей. Знание приемов использования стеки кг Умение применять ранее усвоенные приемы лепки Декоратив ное рисование Лепка кг нг кг Умение составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур Ф.И.ребенка Умение подбирать цвета № Умение правильно передавать расположение частей Умение передавать несложный сюжет Таблица Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Художественно - эстетическое направление» Аппликация 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Высокий уровень «+» Средний уровень «?» Низкий уровень «-» Высокий уровень «+» % Средний уровень «?» % % Низкий уровень «-» нг кг нг 42 кг 43